Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Прыщавая независимость инди

Posted on 56 0

Олег Зайцев по моей просьбе задал куче инди-разработчиков простой вопрос: “Что такое инди-игра?” Как и ожидалось, они ответили на него по-разному. Чтобы им проще думалось, там был дополнительный вопрос, считать ли инди-играми Journey и Valiant Hearts.

В принципе, они хорошо поняли, в чем тут засада. Потому что с одной стороны есть Valiant Hearts – игра Ubisoft. Это инди? С другой стороны, есть куча абсолютно независимых студий, которые херачат говенные клоны на мобильных платформах. И это что, тоже инди?

Поэтому чуваки нашли очень правильную формулу. Если игра – ХОРОШАЯ и АВТОРСКАЯ, то это ИНДИ. А если ПЛОХАЯ и ТУПО ВЫСАСЫВАЕТ БАБЛО, то НЕ ИНДИ. Даже если студия независимая.

При этом если студия зависимая, но игра очевидно АВТОРСКАЯ и как ЗАДУМЫВАЛИ АВТОРЫ, то это почти что инди.

Но вот в чем штука.

А что тогда такое Shadows of the Damned, например? Или Алиса Американа МакГи?

Да тот же цикл Metal Gear Solid?

А Shin Megami Tensei?

На самом деле, есть куча строго авторских AAA-игр или нишевых AAA-игр или жанровых AAA-игр, которые сделаны ровно так, как этого хотят разработчики. Потому что разработчик именитый, ему доверяют и позволяют делать все так, как он хочет.

Есть даже четко задокументированный пример – Castlevania: Lords of Shadow, первая и вторая части. Konami в первом случае разрешила им делать все как им нравится, потому что за них поручился Кодзима. А сиквел им разрешили делать вообще даже без присмотра Кодзимы, вот все как хотят.

Или вот Sunset Overdrive. Студия – независимая. Права на бренд – у студии. Microsoft – никак не вмешивалась в разработку. И что, почему это не инди, а? Денег много у чуваков? Ну, извините.

У меня вот есть смутное подозрение, что авторы инди-игр зачастую просто плохо знакомы с современной игровой индустрией и не знают о существовании кучи игр. Авторы The Banner Saga не знают о существовании Fire Emblem и не пробовали обращаться в Nintendo. Остальные не знают, что можно делать игры как хочешь и все равно получать бабло от издательств. Да, нужно иметь подвешенный язык. Но уж извините. Миллионы просто так не раздаются, нужно суметь продать свою идею. Это реальный мир, детки.

Слушайте, ну “Сталин против марсиан” смог получить бабло от издательств (и нашего, и европейского).

О чем вы говорите, але?!

Авторы инди-игр мне чертовски напоминают стремных бедных прыщавых мальчиков, которые не умеют или боятся знакомиться с девочками. Дескать, те точно не оценят их богатый внутренний мир.

Вот только у прыщавых мальчиков нет монополии на богатый внутренний мир.

Внутренний мир с наворотами бывает у красивых и богатых тоже.

  • Вот тут я согласен, достаточно вспомнить пассаж разработчика No man’s sky на Gamescom (ну или где там).

    Просто эта “неуверенность” тоже чем-то да обусловлена (например прыщами). То есть разработчик и не хочет идти и договариваться с издателем. Или идти и смотреть на какие-то там другие игры. Он просто хочет делать свою игру так, чтобы ему не особо мешали, но при этом кормили (условно говоря).

  • Soushi Miketsukami

    Окей, а вот Battle for Wesnoth?
    Игра-то хорошая. И инди, хотя таковой её разработчики никогда не называли.

    • Не знаю эту игру.

      • Soushi Miketsukami

        А ты уверен, что ты игрожур?
        Первый релиз в 2003 году был. С тех пор постоянно улучшают.

  • AleksandrKrykov

    Десять минут назад с облегчением удалил Retro City Rampage – идеальный пример того самого инди, какое ты терпеть не можешь))

  • Ну, извините.

  • Я делю игры только на “маленькие” и “большие”.

    • Ну да, это верное и естественное деление. Как рассказы и романы.

      • А мне не совсем понятно как делить игры на маленькие и большие. Что конкретно маленькое в них, а что большое? Бюджеты?

        • Количество контента.

          • Horizon

            В Terraria контента уж всяко больше чем, например, в Infamous Second Son. Но первую относят к “маленьким”.

          • Вообще да, хрен разберешься.
            Тут надо на интуитивном уровне делить.

          • Какого контента? Геометрии?

  • Victorique de Blois

    Что характерно, еще года 4 назад НИКТО про эти инди не знал вообще. Игры были, но строго для шарящей аудитории. А сейчас это слово используют именно вот эти прыщавые бедные мальчики, которые не могут сделать что-то более крупное и достойное, чем очередной сраный платформер или рпг с графикой времен сеги. Именно потому что на большее не способны, злые и алчные издатели тут ни при чем.

    • Ivan Kolpakov

      Зеноклеш например продавался уже в 9-м году

    • one

      Инди, как мне кажется, “поперло” после успеха World of Goo и Braid в 08-09 годах. В 2011 это закрепил Minecraft.

      до этих пор как игрульки с необычными идеями, так и “очередной сраный платформер или рпг с графикой времен сеги” были, были flash-игры и все такое, но общественный дискурс сменился.

  • Юрий Волошин

    Тут да, грань тонкая. Но вот насчет Кастельвании – предположу, что разработчикам сказали не “делайте что хотите”, а “делайте что хотите, пр иусловии что это будет 3д-слешер и Кастельвания”. Т.е. я думаю, что инди – это игра, независимая по целому ряду признаков. И в основном по признаку творческой свободы. Когда авторы делают игру не потому что тренд, не потому что народ купит, а потмоу что душа просит именно вот такую игру.Игра, которую автор делает для себя, а не для потребителя.

    Ну и наверное это еще свобода распоряжения проектом. Т.е. Фил фиш может взять и отменить Фез 2. Просто потмоу что в интернете кто-то не прав. А вы вот представляете, чтобы Дэвид Кейдж отменил свой какой-нибудь проект, находящийся в разработке, просто потмоу что настроение плохое? А через полгодика передумал и возобновил работу?

    А вот как раз разделение на “большие” и “маленькие” – оно всё сложнее. Вот есть топ-даун шут-ем-ол – это большая или маленькая игра? А если сделать его же, но от первого лица, более размеренной подачей врагов и более сложным дизайном уровней – это уже типа большая игра? А Рэйман, двухмерный платформер – большая или маленкьая игра? А Герои 3? А еще какой-нибудь инди-рогалик проходится. пожалуй, дольше, чем Spec Ops The Line.

    Короче, если у игры есть автор, которого можно назвать по имени, и если он делает ровно то, что хочет (с учетом имеющихся ресурсов) – то это инди. А если игра в первую очередь товар, а не личное художественное высказывание – то не, не инди.. А откуда деньги – имхо, дело десятое.

  • Wingerie

    Я для себя инди-игры определяю по трём качествам:

    1. Низкий бюджет;
    2. Команда из нескольких непрофессионалов;
    3. Оригинальный геймплей (относительно имеющегося сейчас на рынке).

    Если бюджет большой (привлекли деньги у мейджоров или подняли несколько миллионов на кикстартере), или создают её опытные девелоперы — это авторская игра. Если геймплей неоригинален, то это просто бюджетная игра соответствующго жанра.

    • Не могу навскидку вспомнить ни одного оригинального геймплея в инди. Все там отсылки к старью. Можно примеры?

      • Есть ОДИН пример – Minecraft.

        • kazaru

          Который породил десятки схожих игр, оккупировавших топы стима.

        • которая в свою очередь позаимствована у Infiniminer и Dwarf Fortress…

      • Wingerie

        Отсылки к старью, да, но это е противоречит их оригинальности в текущих условиях рынка. Плюс, это, как правило, не тупая калька, а как минимум допиливание геймплея, а то и творческое переосмысление.

        Я НЕ люблю инди, поэтому я не знаю и толики того, что навыпускали независимые разработчики за эти годы. Из того, с чем я сталкивался и мне понравилось, с более-менее оригинальным геймплеем были Towns, Haven & Hearth, Terraria, Papers Please. На мобиле Monument Valley, Threes и приснопамятный Flappy Bird.

        • one

          papers please – геймплей?)

      • Юрий Волошин

        Все игры студии Introversion.

    • Sergey Krylov

      Непрофессионалов? Да ну.

  • Дмитрий Фёдоров

    Крис Робертс не прогадал и 50 млн уже собрал. Вот только это не артхаус который путают часто с инди. Просто жанр был на дне и никому нафиг не нужен был особо после Фрилансера.

    • Golemming

      нужен был. Просто не было нужного человека, который бы сделал эту игру. Тут как с jrpg сейчас ситуация была.

      • Guest

        То что ничего достойного в этом жанре не выпускали с 2003-его года сыграло с ним злую шутку. Фанбаза жанра не выросла за эти годы. Новые игроки не приходили, а издатели не хотели вкладывать много денег в относительно не массовый уже жанр. Выходили в лучшем случае игры наподобие DarkStar One. Исключением являлась более менее известная серия X, но это всё таки другой жанр. Там акценты немного другие.

  • Инди – тип финансирования.

    Конечно, можно придумывать собственные формулировки – иногда это даже забавно, но это от незнания или недопонимания. Никак инди не связано с размером, качеством, авторством, артхаусом и т. п.

    Авторский проект может быть независимым (инди-хуинди), а может быть коммерческим. Звёздные Войны, Терминатор, Матрица, Inception, MGS – авторские коммерческие проекты.

  • Sergey Krylov

    Грань очень тонкая. Лимбо – инди? Инди.
    На Xbox 360 у неё был формальный издатель. И что это поменяло?: А ничего.

  • griever_gf

    >>стремных бедных прыщавых мальчиков
    не надо проецировать своё детство на остальных 😉

  • ntangl

    Инди – это игры для хипстеров. Вот и все определение. Поэтому когда хипстеров не было, то и никакого “инди” не было, хотя игры без издателей, очевидно, выходили всегда.

    • Юрий Волошин

      Инди было. Инди было оч крутое. Только чтобы инди стало мэйнстримом, нужны были Braid и Steam.

  • Zahar Gul

    Грань очень тонкая. Zombie Driver – инди? Инди и очень хорошее.
    А миллион неиграбельного дерьма с графоном 83 года – инди?
    Разумеется нет но ведь нас настойчиво пытаются убедить что в говне что-то есть.
    Но,простите,зачем нам пропагандируют копрофилию?!

  • Константин

    Что-то вы переборщили с анализом. Проще надо быть.
    Ответ на вопрос “что такое инди?” в самом названии “инди”. Инди – это независимость, прежде всего финансовая, из которой следует независимость творческая. Всё… И никто никогда не заявлял что инди это обязательно оригинальность. Наоборот огромное количество инди – это переделки старого, фактически ретро.
    И еще. Откуда такое желание разделить всё на черное и белое? Вот это – инди, а вот это – нет! В мире нет ничего черно-белого, везде градиенты. И нету никаких “тонких граней”.

    • Юрий Волошин

      Получаем, что инди – это любой студенческий арканоид на флеше, любой трехкопеечный “три-в-ряд”? А также Crysis, Portal, World Of Warcraft… Да?

      • Да, потому что в этом случае это финансовый термин

    • one

      Valve с Dota 2 и Portal – инди?

      • Константин

        Portal скорее всего нет, но Narbacular Drop определенно инди

        • one

          а почему нет? какие критерии?
          Финансовая независимость присутствует.
          Работали те же люди
          Потому что идея уже была использована ранее? (как и гели во второй части взяты из TAG)

          Или потому что “Гейб застращал и заставил все клепать в декорациях Aperture и с Гладос впридачу”?

          • Константин

            Люди те же, да. Но в первый раз они делали игру на энтузиазме, а второй за зарплату.

          • Дмитрий Фёдоров

            Интересный способ определить инди? Откуда ты знаешь ради чего действительно они работали? В голову залез? И вообще инди это способ финансирования игры, а не критерий артхауса. Замечательный Супер Мит бой это инди, но не то что бы артхаус. Ice pick lodge тоже какое-то время делали игры на деньги издателя, но это как раз артхаус.

      • MAXHAH

        Valve сама корпорация, как она может быть инди?

  • asqd

    Круче всех ответил Дыбовский, ну и Свен Винке на втором месте. А сидеть и вешать ярлыки вроде “ААА”, “Инди” и прочее – глупо. Также глупо говорить что у разработчиков “язык не подвешен” чтобы с издателя выбить свободу и бабло.

    Кстати, к слову о свободе – Камия очень радовался тому, что Нинтендо не лезла в разработку W101 и Bayonetta 2, а лишь давала некоторые советы, по поводу того, что можно было бы исправить/улучшить, а разработчики сами уже решали прислушиваться к ним или нет. Вот вам и творческий подход команды при большом издателе.

    • one

      Комментарий Свена что “мы показывали издателям D:OS, но хрен чего” довольно показательный)

  • Georg Alekseev

    Три слова: To the moon 🙂

    • Это одно слово, один предлог и один артикль

  • Спай

    Инди – это отмазка. Когда есть якобы хорошая идея, но совершенно не хочется работать над исполнением, то легко можно сослаться на “инди”. Грубо говоря, это игровой фанфикшен.

  • Pavel Ovchinnikov

    А почему люди не могут просто радоваться хорошим играм? Мне вот до фонаря, как финансировалась разработка FTL или Valiant Hearts. Это просто отличные и оригинальные игры.

  • Ivan Kolpakov

    Главная проблема инди в том, что это десктопные игры с ценником в 10 – 15 долларов, а не мобильные с ценником в 1 – 3.

    Террария за 50 р. – это ОК. Квадрига за 400, когда рядом есть ТДУ 2 за 300 – не ОК.

  • disarmadillo

    Константин, а как там спецвыпуск СИ поживает? Геймленд тоже прыщавым мальчикам денег не дает?

  • Финансовая точка зрения (назовем ее “классической”) в разговорах об “инди” давно заводит в тупик, что очевидно даже не по ответам респондентов, а по самим вопросам: являются ли игры вроде Journey “инди”? Классическая точка зрения дала бы однозначный ответ – “да”, если бы не тот факт, что игра разрабатывалась под покровительством Сони.

    В этом тупике однако может возникнуть правильный вопрос: что есть “инди” с позиции нашего времени? Если абстрагироваться от того, что упоминание постмодерна в разговорах стало скорее клише и пошлостью, нежели каким-то инсайтом, я бы сказал, что сам термин “инди” сегодня есть не что иное, как ссылка, т.е. – одно из ключевых понятий того самого постмодерна.

    Хорошая или плохая, “инди”-игра так или иначе возрождает и базируется (ссылается) на механизмах и эстетике старого образца, будь то пиксели или что-либо еще столь же давнее и позабытое. С этой позиции пресловутая Journey не стала бы “инди” даже в том случае, если бы Thatgamecompany разработали и выпустили ее на собственные деньги – в ней попросту нету очевидной ссылки.

    Что есть во всем этом от самого “инди” (т.е. “независимый”)? Да ничего. Проблема в том, что игровая индустрия слишком занята отделением “плевел” от “зерен”, чтобы заметить, что акценты давно сместились в совсем иную сторону.

  • Guest

    Ненавижу инди, за игры их не считаю, и в обще не обращаю на них внимание. Считаю что это современная чума, вроде вирусных видео на ютубе. Что каждая бездарность и каждый дегенерат теперь может высерать свой кал и кормить им публику, да ещё и за деньги.