Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Путь в “Страну”, ч. 1

Меня часто просили рассказать, как я попал в журнал. Этот бложик – отличное место для такой истории.

В 2001 году я вел собственный сайт pristavki.net, он же pristavki.com. Причем историю его создания я уже с трудом только смогу воспроизвести сам – нужно собирать воспоминания коллег. Сайт вырос из домашней странички, и именно там собрались люди, знакомые вам по “СИ” нулевых – Артем Шорохов, Сергей Цилюрик, Spriggan aka Дарльз Чиккенс, Red Cat aka Алексей Голубев, а также Степан Чечулин aka Tomba и разные другие люди. Параллельно многие из нас писали в “Великий Dракон”. Впрочем, это отдельная история.

Осенью 2001 года мне написал Саша Щербаков, редактор “СИ” и OPM, и предложил поработать на Gameland. Причем я даже с трудом помню, где вышел мой первый текст – в Official PlayStation или в “СИ”. Но, кажется, все же в “СИ”, и это была статья о Dragon Quest VII. Можете полистать архив “СИ” за то время и найти ее. В то время я писал по два-три текста в каждый номер журнала, жил в Питере, деньги получал переводами на сберкнижку.

Щербакову обо мне рассказал, кажется, Купер (но не факт, я могу помнить неправильно). Той же осенью Купер привел в “СИ” Наташу Одинцову, на один номер раньше меня.

В январе 2002 года издательству понадобился новый главный редактор Gameland.ru, потому что старому было некогда этим заниматься (кажется, он сосредоточился на сайте “Хакера”). Я съездил в Москву на собеседование с Аленой Скворцовой, руководителем интернет-проектов компании. Это было реально страшно – наверное, самый жесткий человек, с кем я встречался по работе когда-либо. Тем не менее, я был принят, начал работать и получил в свое распоряжение бюджет проекта. Сайт в те годы тратил 900 долларов в месяц. 300 долларов – зарплата главреда, 600 долларов – гонорарный фонд. Этих денег хватало на пять новостей и одну статью в день, плюс технические работы по выкладке скриншотов, анонсов журналов, патчей, демо-версий и т.п.

Параллельно сайт pristavki.com продолжал существование. В какой-то момент я даже нашел рекламодателя – интернет-магазин с играми ау-двд.ру, проект Лени Кобленца из “Пурпурного легиона”. Я размещал баннер с рекламой, а взамен раз в месяц получал 50 долларов за рекламу. Получал их дисками для Nintendo GameСube.

Я продолжал работать удаленно до сентября 2003 года, когда издатель игровой группы Юра Поморцев предложил мне переехать в Москву и запустить Official PlayStation 2 в качестве главреда. Что я и сделал. Родители помогли снять квартиру и дали 600 долларов на первое время. Плюс я и так получал зарплату главреда gameland.ru, гонорары за “СИ” (в сумме около 500 долларов), так что в принципе мог по минимуму обеспечивать себя сам. Квартира обходилась в 300 долларов в месяц, а на еду уходило совсем немного.

Проблема, однако, была в том, что Official PlayStation 2 так не был запущен. Журнал OPM выходил по лицензии Future (плюс какое-то отношение к этому имела Sony – как минимум для печати дисков и размещения рекламы), но OPM2 был как бы новым журналом, и на него нужно было заключать новый контракт. Как мне рассказывали позже, за лицензию на него Future попросила в шесть раз больше, чем за OPM, что сделало весь проект невыгодным. Опять же, как стало ясно позже, вокруг журнала крутились странные интриги, которые вылились в журнал OPM2 от нового издательства Solitary Publishing, созданного выходцами из “Геймленда” же. По какой-то причине Sony и Future было выгоднее отдать проект им.

Я оказался в дурацком положении – мне поручили редактировать статьи об играх для портативок (для написания текстов я тут же позвал в журнал Артема Шорохова), но этого было слишком мало, и выгоднее было забить на все и вернуться в Питер. Других вакансий попросту не было. Переговоры по поводу OPM2 вроде бы и шли, но явно зашли в тупик.

Однажды я пришел в офис, забрал зарплату и гонорары, поболтал с коллегами и пошел к метро, размышляя о том, какого именно числа лучше уехать. Однако в этот самый день тогдашний главред журнала Саша Глаголев смертельно разругался со своим замом и ключевым редактором Сашей Щербаковым. Щербаков хлопнул дверью и заявил об увольнении. После этого Саша Глаголев и Миша Разумкин (тогда он был главредом еще не закрывшегося OPM и бильд-редактором “СИ”) выскочили на Дмитровский переулок, догнали меня и предложили собственно заменить Щербакова. Я согласился, и в ближайшие три дня помогал ему сдавать номер и принимал дела. Это был 150-й номер, про киберпанк. С перевернутыми надписями на обложке.

К этому моменту я, кажется, еще ни разу не разговаривал с Димой Агаруновым. Этим, а также общением с рекламодателями и пиарщиками занимались Саша Глаголев и Миша Разумкин. Моим делом была редактура всех материалов о консольных играх, спецматериалов обо всем, плюс раздела новостей. Впрочем, о том, как была организована работа в “СИ” тогда, надо рассказывать отдельно.

Да, и задавайте вопросы в комментариях. Я постараюсь рассказать о том, что еще помню.

64 Responses
  • SOTAR
    06.01.2014

    Где, кстати, сейчас Глаголев? Безумно любил его передачи на геймленд.тв

  • Куда пропал Алик Вайнер?

    • Konstantin Govorun
      06.01.2014

      Он был главным дизайнером всего издательства примерно до осени 2013 года. Сейчас не знаю точно, чем занимается, но без работы не сидит. Ему всегда заказы крутые валились со стороны на рекламу и т.п.

    • Алик Вайнер – самый легендарный чувак, пожалуй, ВООБЩЕ!

  • Судьба Ред Кэта и Сприггана очень интересна. Цилюрик и Закиров середины нулевых для журнала, я утрирую, конечно. Очень разнообразные авторы, причем Спригган вроде был в аниме-фэндоме не последним человеком и в жж Купера часто светился.

    • Konstantin Govorun
      06.01.2014

      Ред Кэт работает в Софтклабе.

      Спригган работает по специальности (испанский язык, переводчик).

    • Sergey Tsilyurik
      07.01.2014

      > причем Спригган вроде был в аниме-фэндоме не последним человеком
      Ого, это как?

      • Konstantin Govorun
        07.01.2014

        На самом деле, нет. Он вообще не из аниме-фэндома.

  • Sergey Krylov
    06.01.2014

    А чем сейчас занимаются братья Сонины?
    Каныгин?
    Каких авторов в журнал привёл Константин Говорун?

    • Konstantin Govorun
      06.01.2014

      Сонин-младший – 3D-моделлер для игр. Сонин-старший учился в бизнес-школе в Париже, сейчас не знаю.
      Каныгин – главный редактор Максима Онлайна.

      Я лично привел Шорохова, Цилюрика, Сприггана, Хандожко и разных других, кого вы уже не помните. Я нашел Катю Тонечкину, например.

      Закирова открыл Саша Щербаков (для журнала XS Magazine), а в “СИ” его позвала Наташа Одинцова.

      • Sergey Tsilyurik
        07.01.2014

        Я думал, в СИ его позвал ты своим комментарием “не знаю, почему ты к нам еще не пишешь”!

        • Konstantin Govorun
          07.01.2014

          Его ЖЖ нашла Наташа, мы с ней эту тему обсуждали. Кажется, именно она официально его позвала и потом с ним работала.
          Но я, конечно, тоже разные комменты писал )

      • “Катя Тонечкина”, кстати, сейчас ведет очень крутой гиковский паблик http://vk.com/pics4geeks

  • Sergey Krylov
    06.01.2014

    Кто был инициатором возвращения Купера в журнал пару лет назад?

    • Konstantin Govorun
      06.01.2014

      Мы с Купером в какой-то момент снова начали общаться, и эта идея как-то сама собой родилась.

      • SOTAR
        06.01.2014

        Почему он по прежнему не пишет?

        • Konstantin Govorun
          07.01.2014

          Потому что он в какой-то момент устал писать. Он уже полтора года не может доделать статью о Фумито Уэде.

          Купер, к тому же, в последние годы очень мало играет.

          Я не думаю, что вы еще много его текстов об играх в принципе увидите. 🙁

          • Платите ему, я не знаю, удвоеннный, утроенный гонорар, мотивируйте как-то. Сделайте кикстартер в конце концов, чтоб с народа деньги на это собирать. Ну реально хочется больше Купера.

          • Konstantin Govorun
            08.01.2014

            Вопрос не в деньгах вообще. (

          • Anton Valton
            13.01.2014

            Блин, не стоило писать статью о Фумито Уэде – мертвая тема) Интересно – это Last Guardian выйдет, когда статья напишется, или наоборот?)

  • Alexander Shalapuda
    07.01.2014

    Помниться был такой автор по имени Вячеслав Назаров, у него даже отдельная плашка была “Осторожно, Назаров!”, уж очень искрометным юмором он выделялся:D интересно, где он сейчас? А еще у вас был такой товарищ как “Полосатый” который о кибер-спорте рассказывал

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Назаров работал в какой-то большой IT-компании, вроде Acer.

      Полосатый стал крутым фотографом.

  • Stanislav Chistov
    07.01.2014

    Чем сейчас занимается Юрий Левандовский aka Ворон? Одним из любимых авторов был.

  • Sergey Krylov
    07.01.2014

    А Степан Чечулин сейчас чем занимается? Он, если не ошибаюсь, ведь ещё в Игромании работал.

  • Sergey Krylov
    07.01.2014

    Эх, как же раньше (с 2002 по 2006-й) нравилось ощущение теплоты, ламповости в журнале, все эти шуточки про редакционную кухню. Было ощущение вовлечения, такой дружеской атмосферы. Потом это ушло и стало грустно.

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Потому что в журнале было существенно меньше людей, и все жестко тусили в окрестных ресторанах. Алкоголь очень сильно сближает.

      В команде 2006 года половина народа уже не пила толком. Шорохов, Цилюрик, Ченцов, Спригган – их никого не вытащишь побухать.

      Вот если посмотрите на гмбокс нынешний – это вот да, трэш и угар в духе “СИ” начала нулевых.

      • Sergey Amirdjanov
        08.01.2014

        Странное ты что-то говоришь… Какой трэш и угар, какой алкоголь? И никто нигде жестко не тусил, кроме как в редакции…

        • Konstantin Govorun
          08.01.2014

          При тебе – не знаю, меня тогда не было в Москве, поэтому мне сложно судить. А вот с конца 2003 и далее – там так или иначе, но все (кроме Разумкина) вылезали тусить.

  • Boris Hohlov
    07.01.2014

    От офиса на Дмитровской самые теплые воспоминания. Ах эти ночные загулы конца 2003-го в компании с Толиком Норенко из “Путеводителя” и Эдиком из “PC-Игр”…

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Да, тогда было все очень весело.

      На Льва Толстого компания стала уже корпорацией, больше пафоса, много незнакомых людей.

    • torick
      07.01.2014

      На Академической было ничуть не хуже ))

  • Olga Pouzikova
    07.01.2014

    Очень интересно. Спасибо.
    Я начала играть в видеоигры в июле 2003-го, и первым журналом такой тематики для меня была именно Страна Игр, а не любимая потом Игромания.

  • Olga Pouzikova
    07.01.2014

    Почему Вы выбрали профессию именно редактора игрового журнала? Что Вас сподвигло на это?

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Потому что мне это нравится, и люди хорошие.

  • Сиропчик
    07.01.2014

    Интересный рассказ. Спасибо.

  • Alexander Shalapuda
    07.01.2014

    Всегда хотел спросить а когда и с чего в журнале началась повальная “япономания”? Статьи о японских играх, обзоры аниме и.т.д. Просто если вспомнить другую игровую прессу того времени, то многие даже и не знали что такое Tokyo Game Show:)

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Японские игры – с самого начала. Дело в том, что “СИ” всегда писала об играх для консолей. А в конце девяностых и начале нулевых 80% приличных игр для консолей делались в Японии, все консоли были японскими. Репортажи с TGS делались еще в 1998 году, при Амирджанове.

      А другие журналы были писишными, писали о писишных играх, а они все были западными. Отсюда и различие.

      А рубрику про аниме сделал Купер.

  • SOTAR
    07.01.2014

    А Одинцова вообще не пишет ни в какие блоги/сети? Почему она такая скрытная? D:

    • Konstantin Govorun
      07.01.2014

      Пишет, но в закрытый блог для друзей.

      Потому что в Интернете слишком много мудаков.

      • Так мудаков можно банить, или относиться к ним с юмором как бы.
        Зря она не пишет/стримит ничего в сети.

        • Konstantin Govorun
          08.01.2014

          Мне понадобилось много лет, чтобы научиться спокойно относиться к мудакам.

  • triforce-keeper
    07.01.2014

    Страна “ламповой” была с Амирджановым, Эстриным, Назаровым, Романовым и кончилась для меня весной 2002-ого. Купер и Врен к той стране отношения имели мало. Потом уже далеко не торт – совсем.

    Притом, все те талантливые ребята разбежались буквально в одночасье, разом. Вот был выпуск под редакцией Амирджанова, а вот следующий – с дурацким вступлением Агарунова, радостно так, на высокой нотке, сообщающего, что старая гвардия всем скопом свалила, да здравствует эпоха перемен!

    Блин, страшное юношеское разочарование ) Редкие материалы Овчинникова раз в год – горькие отголоски прошлого )) Купер и ко вызывали только раздражение.

    Сэд стори )

    • Konstantin Govorun
      08.01.2014

      Тогда, насколько я понимаю, был какой-то момент, когда Агарунов уволил Амирджанова и вместе с ним всю старую редакцию. Я тогда был просто автором, поэтому только косвенно мог судить о происходящем.

      • triforce-keeper
        08.01.2014

        Позже это всё так забавно обставлялось: мол, ребята ушли, т.к. пора взрослеть. И все – “на повышение”, в отечественные игровые конторы, манагерами-пиарщиками.

        И все сразу. Внезапно ) Вероятно, был какой-то серьезный конфликт. И редакция ушла за главредом.

        К моменту вашего главредства (где-то середина нулевых, наверное) Страну покупал уже по инерции да через раз. С уходом Амирджанова СИ утратила некую взвешенность: они смело продвигали то, что было интересно, но часто очень непопулярно в России (а то и в мире). Спасибо той Стране за блестящие материалы по Зельдам (превью,рецензии, гиды) и вообще по играм для “ненужной” у нас н64, спасибо за стратегии и в особенности никому неизвестные тогда глобалки парадоксов, и за Сегу, наверное, тоже спасибо (пусть здесь я никогда не был большим поклонником).

        После, в Стране становилось всё больше материалов, которые сегодня получили бы метку “фанбойский высер” – рассуждения о том, что игры “выходят не на тех платформах”, куперовское “Справедливости ради” и т.п. Журнал становился всё более мэйнстримовым и односторонним. Стало скучно. А как было при Врене, я уже толком не знаю )

        • Konstantin Govorun
          08.01.2014

          Понимаю. Я старался тоже как раз продвигать то, что было интересно, пусть и непопулярно в России. Это как раз суть “СИ” – не идти за мнением толпы, а рассказывать толпе о том, какие еще есть классные способы получить удовольствие от игр.

  • cheeh-cat
    07.01.2014

    Константин, а сейчас, как вам кажется, какой из классов у вас прокачан лучше: редактор или журналист, все-таки несмотря на взаимосвязь это разные профессии?
    И второй вопрос: Расскажите как вы договаривались с Edge? Или это не настолько интересно?

    • Konstantin Govorun
      08.01.2014

      Класс – главный редактор (это совсем не то же самое, что крутой редактор).

      Про Edge – ничего интересного, там был банально вопрос денег.

  • Отлично! Жду продолжений.

  • очень интересно,но почему то кажется что часть 3 будет о конце “страны”

  • Наверное, это к теме не относится совсем. Но помню, что у меня был журнал ОРМ за 2001 или 2002 год. И там, в самом конце была рубрика, где читатели писали свои письма. И вот одно из этих писем врезалось мне в память. Девушка писала о том, что ее никто не понимает, что она любит jrpg, что ей нравится проводить время за ps1. Что все ее друзья, говорят о том, что ей давно пора замуж, что вместо мозгов у нее карта памяти, а вместо детей два джойстика. Она писала о том, что очень хотела бы с кем-нибудь обсудить прохождения любимых игр. Делиться новыми событиями, произошедшими в Final Fantasy и обсуждать приключения Леона и Клэр. Что очень хотела бы найти единомышленников, что ее друзья предпочитают жить с бутылкой пива в руке, а подруги типичные тп. Это был такой крик души. Кстати! Так письмо вроде и называлось. И вот до сих пор помню про него. Врен, если ОРМ в целом твоих рук дело, то я бы хотел пожать тебе руку! Уж очень хорошим был журнал. Теплый и ламповый=)

    • Konstantin Govorun
      08.01.2014

      Я в OPM был просто автором, так что вряд ли надо меня благодарить. 🙂 Но я понимаю, о чем ты. Тогда Интернета толком не было, и журнал бы таким как бы общим бумажным другом геймеров со всей страны.

  • Очень нравилось читать статьи Евгения Закирова. Он у вас продолжает работать?

    • Konstantin Govorun
      08.01.2014

      Да, он входит в нынешнюю команду “Страны Игр”.

  • Stanislav Pronkin
    10.01.2014

    А Борис Романов чем сейчас занимается?

    • Konstantin Govorun
      10.01.2014

      Последний раз, когда я о нем слышал, он работал в Vellod (ныне Gametec), одном из дистрибьюторов приставок PlayStation.

  • Arter Nikiforov
    10.01.2014

    Это Одинцова так долго работает?! 🙂 Офигеть.

  • Julian Pavlov
    14.02.2014

    Ностильгирующе прочел ч.7 и перешел на самое начало, окунусь в воспоминания, читая дальше. Костя, спасибо тебе за отличный журнал в моем светлом детстве-отрочестве. СИ была самым приятным игроизданием после BD.

  • Anton Isakov
    30.07.2015

    Отличный зачин. Пусть и начал я читать его не в дату выхода.
    Первые серьёзные воспоминания о СИ начинаются с большого формата из дешевой бумаги, обложки Black & White, Из людей запомнились гонщик Ворон и редактор Разумкин. Другие фамилии крутятся в голове только, но кажется, многих этих людей я встречаю в сети. Очень было интересно в комментариях узнать, кто из них куда попал после.
    Киберпанковский номер купил на распродаже) также выйграл в СИ конкурс по Грандии и ЛУнару – мне обещали кружку, но её похитили где-то в дороге. Не добрался до меня подарок. Письмо моего товарища стало письмо номера.
    Продолжу свои воспоминания после прочтения части 7…

  • Kirill Pivnev
    14.05.2018

    Чем сейчас занимается Александр Щербаков? У него страничка VK/FB есть?

    • Konstantin Govorun
      14.05.2018

      Делает игры. Насчет странички не уверен, но я его увижу на этой неделе. Может быть, задействую для gameland.ru )

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *