Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Путь в “Страну”, ч. 1

Меня часто просили рассказать, как я попал в журнал. Этот бложик – отличное место для такой истории.

В 2001 году я вел собственный сайт pristavki.net, он же pristavki.com. Причем историю его создания я уже с трудом только смогу воспроизвести сам – нужно собирать воспоминания коллег. Сайт вырос из домашней странички, и именно там собрались люди, знакомые вам по “СИ” нулевых – Артем Шорохов, Сергей Цилюрик, Spriggan aka Дарльз Чиккенс, Red Cat aka Алексей Голубев, а также Степан Чечулин aka Tomba и разные другие люди. Параллельно многие из нас писали в “Великий Dракон”. Впрочем, это отдельная история.

Осенью 2001 года мне написал Саша Щербаков, редактор “СИ” и OPM, и предложил поработать на Gameland. Причем я даже с трудом помню, где вышел мой первый текст – в Official PlayStation или в “СИ”. Но, кажется, все же в “СИ”, и это была статья о Dragon Quest VII. Можете полистать архив “СИ” за то время и найти ее. В то время я писал по два-три текста в каждый номер журнала, жил в Питере, деньги получал переводами на сберкнижку.

Щербакову обо мне рассказал, кажется, Купер (но не факт, я могу помнить неправильно). Той же осенью Купер привел в “СИ” Наташу Одинцову, на один номер раньше меня.

В январе 2002 года издательству понадобился новый главный редактор Gameland.ru, потому что старому было некогда этим заниматься (кажется, он сосредоточился на сайте “Хакера”). Я съездил в Москву на собеседование с Аленой Скворцовой, руководителем интернет-проектов компании. Это было реально страшно – наверное, самый жесткий человек, с кем я встречался по работе когда-либо. Тем не менее, я был принят, начал работать и получил в свое распоряжение бюджет проекта. Сайт в те годы тратил 900 долларов в месяц. 300 долларов – зарплата главреда, 600 долларов – гонорарный фонд. Этих денег хватало на пять новостей и одну статью в день, плюс технические работы по выкладке скриншотов, анонсов журналов, патчей, демо-версий и т.п.

Параллельно сайт pristavki.com продолжал существование. В какой-то момент я даже нашел рекламодателя – интернет-магазин с играми ау-двд.ру, проект Лени Кобленца из “Пурпурного легиона”. Я размещал баннер с рекламой, а взамен раз в месяц получал 50 долларов за рекламу. Получал их дисками для Nintendo GameСube.

Я продолжал работать удаленно до сентября 2003 года, когда издатель игровой группы Юра Поморцев предложил мне переехать в Москву и запустить Official PlayStation 2 в качестве главреда. Что я и сделал. Родители помогли снять квартиру и дали 600 долларов на первое время. Плюс я и так получал зарплату главреда gameland.ru, гонорары за “СИ” (в сумме около 500 долларов), так что в принципе мог по минимуму обеспечивать себя сам. Квартира обходилась в 300 долларов в месяц, а на еду уходило совсем немного.

Проблема, однако, была в том, что Official PlayStation 2 так не был запущен. Журнал OPM выходил по лицензии Future (плюс какое-то отношение к этому имела Sony – как минимум для печати дисков и размещения рекламы), но OPM2 был как бы новым журналом, и на него нужно было заключать новый контракт. Как мне рассказывали позже, за лицензию на него Future попросила в шесть раз больше, чем за OPM, что сделало весь проект невыгодным. Опять же, как стало ясно позже, вокруг журнала крутились странные интриги, которые вылились в журнал OPM2 от нового издательства Solitary Publishing, созданного выходцами из “Геймленда” же. По какой-то причине Sony и Future было выгоднее отдать проект им.

Я оказался в дурацком положении – мне поручили редактировать статьи об играх для портативок (для написания текстов я тут же позвал в журнал Артема Шорохова), но этого было слишком мало, и выгоднее было забить на все и вернуться в Питер. Других вакансий попросту не было. Переговоры по поводу OPM2 вроде бы и шли, но явно зашли в тупик.

Однажды я пришел в офис, забрал зарплату и гонорары, поболтал с коллегами и пошел к метро, размышляя о том, какого именно числа лучше уехать. Однако в этот самый день тогдашний главред журнала Саша Глаголев смертельно разругался со своим замом и ключевым редактором Сашей Щербаковым. Щербаков хлопнул дверью и заявил об увольнении. После этого Саша Глаголев и Миша Разумкин (тогда он был главредом еще не закрывшегося OPM и бильд-редактором “СИ”) выскочили на Дмитровский переулок, догнали меня и предложили собственно заменить Щербакова. Я согласился, и в ближайшие три дня помогал ему сдавать номер и принимал дела. Это был 150-й номер, про киберпанк. С перевернутыми надписями на обложке.

К этому моменту я, кажется, еще ни разу не разговаривал с Димой Агаруновым. Этим, а также общением с рекламодателями и пиарщиками занимались Саша Глаголев и Миша Разумкин. Моим делом была редактура всех материалов о консольных играх, спецматериалов обо всем, плюс раздела новостей. Впрочем, о том, как была организована работа в “СИ” тогда, надо рассказывать отдельно.

Да, и задавайте вопросы в комментариях. Я постараюсь рассказать о том, что еще помню.

  • Где, кстати, сейчас Глаголев? Безумно любил его передачи на геймленд.тв

  • Куда пропал Алик Вайнер?

    • Он был главным дизайнером всего издательства примерно до осени 2013 года. Сейчас не знаю точно, чем занимается, но без работы не сидит. Ему всегда заказы крутые валились со стороны на рекламу и т.п.

    • Алик Вайнер – самый легендарный чувак, пожалуй, ВООБЩЕ!

  • Судьба Ред Кэта и Сприггана очень интересна. Цилюрик и Закиров середины нулевых для журнала, я утрирую, конечно. Очень разнообразные авторы, причем Спригган вроде был в аниме-фэндоме не последним человеком и в жж Купера часто светился.

    • Ред Кэт работает в Софтклабе.

      Спригган работает по специальности (испанский язык, переводчик).

    • > причем Спригган вроде был в аниме-фэндоме не последним человеком
      Ого, это как?

      • На самом деле, нет. Он вообще не из аниме-фэндома.

  • А чем сейчас занимаются братья Сонины?
    Каныгин?
    Каких авторов в журнал привёл Константин Говорун?

    • Сонин-младший – 3D-моделлер для игр. Сонин-старший учился в бизнес-школе в Париже, сейчас не знаю.
      Каныгин – главный редактор Максима Онлайна.

      Я лично привел Шорохова, Цилюрика, Сприггана, Хандожко и разных других, кого вы уже не помните. Я нашел Катю Тонечкину, например.

      Закирова открыл Саша Щербаков (для журнала XS Magazine), а в “СИ” его позвала Наташа Одинцова.

      • Я думал, в СИ его позвал ты своим комментарием “не знаю, почему ты к нам еще не пишешь”!

        • Его ЖЖ нашла Наташа, мы с ней эту тему обсуждали. Кажется, именно она официально его позвала и потом с ним работала.
          Но я, конечно, тоже разные комменты писал )

      • “Катя Тонечкина”, кстати, сейчас ведет очень крутой гиковский паблик http://vk.com/pics4geeks

  • Кто был инициатором возвращения Купера в журнал пару лет назад?

    • Мы с Купером в какой-то момент снова начали общаться, и эта идея как-то сама собой родилась.

      • Почему он по прежнему не пишет?

        • Потому что он в какой-то момент устал писать. Он уже полтора года не может доделать статью о Фумито Уэде.

          Купер, к тому же, в последние годы очень мало играет.

          Я не думаю, что вы еще много его текстов об играх в принципе увидите. 🙁

          • Платите ему, я не знаю, удвоеннный, утроенный гонорар, мотивируйте как-то. Сделайте кикстартер в конце концов, чтоб с народа деньги на это собирать. Ну реально хочется больше Купера.

          • Вопрос не в деньгах вообще. (

          • Блин, не стоило писать статью о Фумито Уэде – мертвая тема) Интересно – это Last Guardian выйдет, когда статья напишется, или наоборот?)

  • Помниться был такой автор по имени Вячеслав Назаров, у него даже отдельная плашка была “Осторожно, Назаров!”, уж очень искрометным юмором он выделялся:D интересно, где он сейчас? А еще у вас был такой товарищ как “Полосатый” который о кибер-спорте рассказывал

    • Назаров работал в какой-то большой IT-компании, вроде Acer.

      Полосатый стал крутым фотографом.

  • Чем сейчас занимается Юрий Левандовский aka Ворон? Одним из любимых авторов был.

    • Снимает и монтирует видео. Не про игры.

  • А Степан Чечулин сейчас чем занимается? Он, если не ошибаюсь, ведь ещё в Игромании работал.

  • Эх, как же раньше (с 2002 по 2006-й) нравилось ощущение теплоты, ламповости в журнале, все эти шуточки про редакционную кухню. Было ощущение вовлечения, такой дружеской атмосферы. Потом это ушло и стало грустно.

    • Потому что в журнале было существенно меньше людей, и все жестко тусили в окрестных ресторанах. Алкоголь очень сильно сближает.

      В команде 2006 года половина народа уже не пила толком. Шорохов, Цилюрик, Ченцов, Спригган – их никого не вытащишь побухать.

      Вот если посмотрите на гмбокс нынешний – это вот да, трэш и угар в духе “СИ” начала нулевых.

      • Странное ты что-то говоришь… Какой трэш и угар, какой алкоголь? И никто нигде жестко не тусил, кроме как в редакции…

        • При тебе – не знаю, меня тогда не было в Москве, поэтому мне сложно судить. А вот с конца 2003 и далее – там так или иначе, но все (кроме Разумкина) вылезали тусить.

  • От офиса на Дмитровской самые теплые воспоминания. Ах эти ночные загулы конца 2003-го в компании с Толиком Норенко из “Путеводителя” и Эдиком из “PC-Игр”…

    • Да, тогда было все очень весело.

      На Льва Толстого компания стала уже корпорацией, больше пафоса, много незнакомых людей.

    • На Академической было ничуть не хуже ))

  • Очень интересно. Спасибо.
    Я начала играть в видеоигры в июле 2003-го, и первым журналом такой тематики для меня была именно Страна Игр, а не любимая потом Игромания.

  • Почему Вы выбрали профессию именно редактора игрового журнала? Что Вас сподвигло на это?

    • Потому что мне это нравится, и люди хорошие.

  • Интересный рассказ. Спасибо.

  • Всегда хотел спросить а когда и с чего в журнале началась повальная “япономания”? Статьи о японских играх, обзоры аниме и.т.д. Просто если вспомнить другую игровую прессу того времени, то многие даже и не знали что такое Tokyo Game Show:)

    • Японские игры – с самого начала. Дело в том, что “СИ” всегда писала об играх для консолей. А в конце девяностых и начале нулевых 80% приличных игр для консолей делались в Японии, все консоли были японскими. Репортажи с TGS делались еще в 1998 году, при Амирджанове.

      А другие журналы были писишными, писали о писишных играх, а они все были западными. Отсюда и различие.

      А рубрику про аниме сделал Купер.

  • А Одинцова вообще не пишет ни в какие блоги/сети? Почему она такая скрытная? D:

    • Пишет, но в закрытый блог для друзей.

      Потому что в Интернете слишком много мудаков.

      • Так мудаков можно банить, или относиться к ним с юмором как бы.
        Зря она не пишет/стримит ничего в сети.

        • Мне понадобилось много лет, чтобы научиться спокойно относиться к мудакам.

  • Страна “ламповой” была с Амирджановым, Эстриным, Назаровым, Романовым и кончилась для меня весной 2002-ого. Купер и Врен к той стране отношения имели мало. Потом уже далеко не торт – совсем.

    Притом, все те талантливые ребята разбежались буквально в одночасье, разом. Вот был выпуск под редакцией Амирджанова, а вот следующий – с дурацким вступлением Агарунова, радостно так, на высокой нотке, сообщающего, что старая гвардия всем скопом свалила, да здравствует эпоха перемен!

    Блин, страшное юношеское разочарование ) Редкие материалы Овчинникова раз в год – горькие отголоски прошлого )) Купер и ко вызывали только раздражение.

    Сэд стори )

    • Тогда, насколько я понимаю, был какой-то момент, когда Агарунов уволил Амирджанова и вместе с ним всю старую редакцию. Я тогда был просто автором, поэтому только косвенно мог судить о происходящем.

      • Позже это всё так забавно обставлялось: мол, ребята ушли, т.к. пора взрослеть. И все – “на повышение”, в отечественные игровые конторы, манагерами-пиарщиками.

        И все сразу. Внезапно ) Вероятно, был какой-то серьезный конфликт. И редакция ушла за главредом.

        К моменту вашего главредства (где-то середина нулевых, наверное) Страну покупал уже по инерции да через раз. С уходом Амирджанова СИ утратила некую взвешенность: они смело продвигали то, что было интересно, но часто очень непопулярно в России (а то и в мире). Спасибо той Стране за блестящие материалы по Зельдам (превью,рецензии, гиды) и вообще по играм для “ненужной” у нас н64, спасибо за стратегии и в особенности никому неизвестные тогда глобалки парадоксов, и за Сегу, наверное, тоже спасибо (пусть здесь я никогда не был большим поклонником).

        После, в Стране становилось всё больше материалов, которые сегодня получили бы метку “фанбойский высер” – рассуждения о том, что игры “выходят не на тех платформах”, куперовское “Справедливости ради” и т.п. Журнал становился всё более мэйнстримовым и односторонним. Стало скучно. А как было при Врене, я уже толком не знаю )

        • Понимаю. Я старался тоже как раз продвигать то, что было интересно, пусть и непопулярно в России. Это как раз суть “СИ” – не идти за мнением толпы, а рассказывать толпе о том, какие еще есть классные способы получить удовольствие от игр.

  • Константин, а сейчас, как вам кажется, какой из классов у вас прокачан лучше: редактор или журналист, все-таки несмотря на взаимосвязь это разные профессии?
    И второй вопрос: Расскажите как вы договаривались с Edge? Или это не настолько интересно?

    • Класс – главный редактор (это совсем не то же самое, что крутой редактор).

      Про Edge – ничего интересного, там был банально вопрос денег.

  • Отлично! Жду продолжений.

  • очень интересно,но почему то кажется что часть 3 будет о конце “страны”

  • Наверное, это к теме не относится совсем. Но помню, что у меня был журнал ОРМ за 2001 или 2002 год. И там, в самом конце была рубрика, где читатели писали свои письма. И вот одно из этих писем врезалось мне в память. Девушка писала о том, что ее никто не понимает, что она любит jrpg, что ей нравится проводить время за ps1. Что все ее друзья, говорят о том, что ей давно пора замуж, что вместо мозгов у нее карта памяти, а вместо детей два джойстика. Она писала о том, что очень хотела бы с кем-нибудь обсудить прохождения любимых игр. Делиться новыми событиями, произошедшими в Final Fantasy и обсуждать приключения Леона и Клэр. Что очень хотела бы найти единомышленников, что ее друзья предпочитают жить с бутылкой пива в руке, а подруги типичные тп. Это был такой крик души. Кстати! Так письмо вроде и называлось. И вот до сих пор помню про него. Врен, если ОРМ в целом твоих рук дело, то я бы хотел пожать тебе руку! Уж очень хорошим был журнал. Теплый и ламповый=)

    • Я в OPM был просто автором, так что вряд ли надо меня благодарить. 🙂 Но я понимаю, о чем ты. Тогда Интернета толком не было, и журнал бы таким как бы общим бумажным другом геймеров со всей страны.

  • Очень нравилось читать статьи Евгения Закирова. Он у вас продолжает работать?

    • Да, он входит в нынешнюю команду “Страны Игр”.

  • А Борис Романов чем сейчас занимается?

    • Последний раз, когда я о нем слышал, он работал в Vellod (ныне Gametec), одном из дистрибьюторов приставок PlayStation.

  • Это Одинцова так долго работает?! 🙂 Офигеть.

  • Ностильгирующе прочел ч.7 и перешел на самое начало, окунусь в воспоминания, читая дальше. Костя, спасибо тебе за отличный журнал в моем светлом детстве-отрочестве. СИ была самым приятным игроизданием после BD.

  • Отличный зачин. Пусть и начал я читать его не в дату выхода.
    Первые серьёзные воспоминания о СИ начинаются с большого формата из дешевой бумаги, обложки Black & White, Из людей запомнились гонщик Ворон и редактор Разумкин. Другие фамилии крутятся в голове только, но кажется, многих этих людей я встречаю в сети. Очень было интересно в комментариях узнать, кто из них куда попал после.
    Киберпанковский номер купил на распродаже) также выйграл в СИ конкурс по Грандии и ЛУнару – мне обещали кружку, но её похитили где-то в дороге. Не добрался до меня подарок. Письмо моего товарища стало письмо номера.
    Продолжу свои воспоминания после прочтения части 7…