Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Путь в “Страну”, ч. 1

Меня часто просили рассказать, как я попал в журнал. Этот бложик – отличное место для такой истории.

В 2001 году я вел собственный сайт pristavki.net, он же pristavki.com. Причем историю его создания я уже с трудом только смогу воспроизвести сам – нужно собирать воспоминания коллег. Сайт вырос из домашней странички, и именно там собрались люди, знакомые вам по “СИ” нулевых – Артем Шорохов, Сергей Цилюрик, Spriggan aka Дарльз Чиккенс, Red Cat aka Алексей Голубев, а также Степан Чечулин aka Tomba и разные другие люди. Параллельно многие из нас писали в “Великий Dракон”. Впрочем, это отдельная история.

Осенью 2001 года мне написал Саша Щербаков, редактор “СИ” и OPM, и предложил поработать на Gameland. Причем я даже с трудом помню, где вышел мой первый текст – в Official PlayStation или в “СИ”. Но, кажется, все же в “СИ”, и это была статья о Dragon Quest VII. Можете полистать архив “СИ” за то время и найти ее. В то время я писал по два-три текста в каждый номер журнала, жил в Питере, деньги получал переводами на сберкнижку.

Щербакову обо мне рассказал, кажется, Купер (но не факт, я могу помнить неправильно). Той же осенью Купер привел в “СИ” Наташу Одинцову, на один номер раньше меня.

В январе 2002 года издательству понадобился новый главный редактор Gameland.ru, потому что старому было некогда этим заниматься (кажется, он сосредоточился на сайте “Хакера”). Я съездил в Москву на собеседование с Аленой Скворцовой, руководителем интернет-проектов компании. Это было реально страшно – наверное, самый жесткий человек, с кем я встречался по работе когда-либо. Тем не менее, я был принят, начал работать и получил в свое распоряжение бюджет проекта. Сайт в те годы тратил 900 долларов в месяц. 300 долларов – зарплата главреда, 600 долларов – гонорарный фонд. Этих денег хватало на пять новостей и одну статью в день, плюс технические работы по выкладке скриншотов, анонсов журналов, патчей, демо-версий и т.п.

Параллельно сайт pristavki.com продолжал существование. В какой-то момент я даже нашел рекламодателя – интернет-магазин с играми ау-двд.ру, проект Лени Кобленца из “Пурпурного легиона”. Я размещал баннер с рекламой, а взамен раз в месяц получал 50 долларов за рекламу. Получал их дисками для Nintendo GameСube.

Я продолжал работать удаленно до сентября 2003 года, когда издатель игровой группы Юра Поморцев предложил мне переехать в Москву и запустить Official PlayStation 2 в качестве главреда. Что я и сделал. Родители помогли снять квартиру и дали 600 долларов на первое время. Плюс я и так получал зарплату главреда gameland.ru, гонорары за “СИ” (в сумме около 500 долларов), так что в принципе мог по минимуму обеспечивать себя сам. Квартира обходилась в 300 долларов в месяц, а на еду уходило совсем немного.

Проблема, однако, была в том, что Official PlayStation 2 так не был запущен. Журнал OPM выходил по лицензии Future (плюс какое-то отношение к этому имела Sony – как минимум для печати дисков и размещения рекламы), но OPM2 был как бы новым журналом, и на него нужно было заключать новый контракт. Как мне рассказывали позже, за лицензию на него Future попросила в шесть раз больше, чем за OPM, что сделало весь проект невыгодным. Опять же, как стало ясно позже, вокруг журнала крутились странные интриги, которые вылились в журнал OPM2 от нового издательства Solitary Publishing, созданного выходцами из “Геймленда” же. По какой-то причине Sony и Future было выгоднее отдать проект им.

Я оказался в дурацком положении – мне поручили редактировать статьи об играх для портативок (для написания текстов я тут же позвал в журнал Артема Шорохова), но этого было слишком мало, и выгоднее было забить на все и вернуться в Питер. Других вакансий попросту не было. Переговоры по поводу OPM2 вроде бы и шли, но явно зашли в тупик.

Однажды я пришел в офис, забрал зарплату и гонорары, поболтал с коллегами и пошел к метро, размышляя о том, какого именно числа лучше уехать. Однако в этот самый день тогдашний главред журнала Саша Глаголев смертельно разругался со своим замом и ключевым редактором Сашей Щербаковым. Щербаков хлопнул дверью и заявил об увольнении. После этого Саша Глаголев и Миша Разумкин (тогда он был главредом еще не закрывшегося OPM и бильд-редактором “СИ”) выскочили на Дмитровский переулок, догнали меня и предложили собственно заменить Щербакова. Я согласился, и в ближайшие три дня помогал ему сдавать номер и принимал дела. Это был 150-й номер, про киберпанк. С перевернутыми надписями на обложке.

К этому моменту я, кажется, еще ни разу не разговаривал с Димой Агаруновым. Этим, а также общением с рекламодателями и пиарщиками занимались Саша Глаголев и Миша Разумкин. Моим делом была редактура всех материалов о консольных играх, спецматериалов обо всем, плюс раздела новостей. Впрочем, о том, как была организована работа в “СИ” тогда, надо рассказывать отдельно.

Да, и задавайте вопросы в комментариях. Я постараюсь рассказать о том, что еще помню.