Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Путь в “Страну”, ч. 2

Posted on 54 0

Сейчас я попробую описать, как была устроена редакция с конца 2003 по конец 2005 года. Совсем детали-детали я уже не помню, а точные даты надо долго восстанавливать (в том числе и по архивам журналов) – тут даже ваша помощь может понадобиться. Но главное вам расскажу.

В конце 2003 года редакция “СИ” состояла из шести человек. Я редактировал все материалы по консольным играм, все спецматериалы, новости, а также дополнительные рубрики, вроде “Онлайна” и придуманных мной “Эмуляторов”. Должность называлась “редактор раздела видеоигр”, и я отвечал больше, чем за половину журнала. Миша Разумкин был бильд-редактором – это специальный человек, который ищет картинки к статьям. Одновременно он же был зам. главреда и следил за разделом “Железо”. Саша Глаголев был главным редактором. Кто редактировал статьи по писишным играм – мне было ясно не до конца. Иногда казалось, что они самозарождались. Но более верно, что их редактировал Глаголев лично. При этом в любую статью всегда мог влезть Разумкин, найти ошибки и дать по голове. Такой вот частично управляемый хаос с очень странным распределением ответственности и полномочий.

Корректор (кажется, это уже тогда была Юлия Соболева, проработавшая до весны 2013) искала в текстах ошибки, верстальщик Леня Андруцкий (единственный человек в команде, работавший с первого номера) их верстал вчерне, арт-директор Алик Вайнер (на самом деле, Александр) делал их красивыми.

Немного в стороне был Валерий Корнеев. Свою рубрику “Банзай” он сдавал под ключ (он и верстал ее сам тоже), остальные материалы присылал как обычный автор, но часто приходил в офис, сам вносил в тексты правку корректора, влезал в верстку, сочинял в последний момент подписи к картинкам.

Практически каждую сдачу мы были вынуждены ночевать в офисе, потому что в срок ничего не было готово. Ночью мы бегали за хотдогами и горячим чаем в палатку, под утро завтракали в кафе Пир.О.Г.И. в двух шагах от офиса.

Типичный рабочий день в сдачу номера длился около 30 часов подряд. Естественно, это, плюс бардак в целом (плюс, возможно, что-то еще) не очень нравилось нашему издателю, Юре Поморцеву, и в один прекрасный день Разумкин стал главным редактором, Саша Глаголев остался в команде в качестве лит.редактора, а мне в пару был нанят редактор раздела PC-игр Алексей Ларичкин.

В результате процесс был выстроен предельно понятно. Я занимался консольными играми, Ларичкин – писишными (мультиплатформу мы делили примерно поровну), Разумкин уже на правах главреда контролировал качество всех статей, плюс занимался картинками, железом и всякой мелочевкой. Глаголев великолепно редактировал тексты и учил молодых авторов живому великорусскому языку.

Уверен, что не всем понятны функции редактора, поэтому объясню подробнее.

Допустим, в продажу выходит игра Final Fantasy X-3. Редактор добывает игру (обычно у официального русского дистрибьютора), находит автора для рецензии и заказывает ему текст. Через несколько дней текст приходит на почту. Редактор смотрит на него, и либо принимает, либо отправляет автору на доработку. Если принимает, то редактирует сам, а затем отправляет лит. редактору. Затем, с внесенными правками лит. редактора отправляет корректору. Затем вносит правки корректора и отдает текст на верстку. Если картинок, присланных автором, недостаточно, то запрашивает картинки у бильд-редактора. Верстальщик, а затем арт-директор занимаются версткой (и могут попросить еще картинок). Редактор еще раз отсматривает сверстанную статью, печатает ее корректору для второго этапа проверки, исправляет найденные ошибки. Затем сверстанную статью утверждают арт-директор и главный редактор (оба могут отправить ее на доработку), и только потом она уходит в печать.

Такой долгий и сложный процесс был нужен, потому что 80% текстов в “СИ” тех времен генерировали, скажем так, “авторы-однодневки, пишущие проходные статьи”. Это было связано с тем, что рецензии занимали 1-2 страницы, а иногда и половину страницы, но игру-то все равно надо было изучать подробно. Поэтому нужно было иметь большой пул авторов, работавших параллельно. Кроме того, многие лучшие авторы начала нулевых (времен Амирджанова) уже не работали в “СИ”, а новых нужно было еще найти и вырастить. И эти новые писали так, что редактору часто проще было все стереть и написать самому. 🙂 Частично проблему решило обучение от Глаголева, но большинство авторов так и сгинули, не научившись ничему.

Для сравнения, тексты Купера обычно приходили так поздно, что пролетали мимо большинства этапов контроля и едва ли не сразу уходили в печать. И это было нормально, потому что они были и так хороши.

Важно понимать, что в “СИ” не было никаких ежедневных планерок, летучек, и главред не рассылал сотрудникам задания. Даже редколлегии были довольно редки и касались каких-то конкретных сложных проектов, вроде освещения выставок. Редактор организовывал свой рабочий процесс самостоятельно и сам ставил себе задачи. От редактора требовались две вещи: обеспечить наполнение журнала статьями в срок (подготовить свои 40-60 страниц к сдаче номера в печать) и обеспечить хорошее освещение игр по своему профилю (компьютерные игры у Ларичкина и консольные игры у меня). Как редактор это сделает – его забота.

В мой первый рабочий день, например, я был обескуражен тем, что мне никто не говорит, что же мне нужно делать. Дескать, вот компьютер с Интернетом – сиди и работай, а над чем – сам решай. Я посидел, погуглил и в итоге заказал пару превью, придумал тему для спецматериала. А в оставшиеся дни офигевал от того, как много у меня есть свободы – что хочу делать из журнала, то и делаю. Главное – чтобы потом Разумкин не сказал, что получилось говно (иногда он говорил и просил что-то изменить).

Естественно, в таких условиях могли работать только люди с высокой степенью самоорганизации и ответственности. И именно поэтому многие известные авторы “СИ” так никогда и не стали редакторами. Почти все без ежедневного контроля, ежедневных отчетов провалились бы (и проваливались) на соблюдении сроков сдачи в печать. Ну, то есть, в последний день бы обнаружилось, что не готово страниц сорок (по разным уважительным причинам), и взять их неоткуда.

Хороший тест: если, условно говоря, сволочь автор X не прислал текст вовремя (обманул, что он почти готов, не отвечает на звонки, у него умерла кошка и т.п.) и из-за этого в журнале в день сдачи не хватает двух страниц, то виноват в этом не автор X, а его редактор. Если вы понимаете, почему именно редактор виноват и несет ответственность за фейл (в том числе и денежную), то можете работать редактором. Если не понимаете и думаете, что виноват автор, – не можете.

Ответственные люди нужны везде и всегда – именно поэтому большинство бывших редакторов “СИ” сейчас занимают хорошие позиции в разных игровых и не очень компаниях.

В письмах читателей часто слово “редактор” использовалось для обозначения всех авторов “СИ”, часто появлявшихся на страницах журнала. А если уж фото опубликовано – точно редактор. И действительно, все московские авторы, часто посещавшие редакцию, воспринимались, как часть команды. Поэтому Толя Норенко, Олег Коровин, Юра Воронов-Левандовский, Илья Вайнер (брат Алика), Марина Петрашко – это все тоже в каком-то смысле редакторы. Постоянные авторы участвовали в обсуждении материалов, им давали слово в “слове команды”, и их звали на посиделки в “Пяти оборотах” – ближайшем пивном ресторане.

А еще мы в редакции играли. Как правило, в Soul Calibur. Но об этом – позже.

Тогда я плохо понимал функции главреда, связанные с бюджетом и стратегией, но одно увидел сразу. Главред прикрывал редакцию от всех идиотских проблем, исходящих сверху (от руководства) и извне (от рекламодателей). Мы могли спокойно и честно заниматься журналистской работой и не думать о том, откуда берутся деньги. Это было очень хорошо.

P.S.
На фото – тоже редактор “Страны Игр”, но уже из 2006 или 2007 года. Вспомните, чем она занималась? 🙂

  • Вела раздел “Онлайн”, судя по всему?
    http://www.kritikanstvo.ru/critics/1252/

  • “Если вы понимаете, почему именно редактор виноват и несет ответственность за фейл (в том числе и денежную), то можете работать редактором”
    Пойду редактором, чо.
    Константин, это же очень плохой пример – слишком уж прописная истина. Во всех организациях в такой ситуации виноват условный редактор.

    • Ты удивишься, но две трети людей этого не понимают. Даже те, кто уже работает редактором.

  • А Даниил Леви (помню такого из PC Игр) работал в “СИ”?

    • Нет, он был именно в PC Играх.
      Но, кажется, он в какой-то момент писал новости про киберспорт на gameland.ru

  • Врен, а Врен, а расскажи смешную историю про молодого автора или факап по сдачей номера.

    • Ну, смешной факап – это когда Алик целый день делал обложку номера, а потом случайно нажал ногой на кнопку, выключающую питание. И все накрылось. Автосейва не было. ))

      А смешное решение факапа – это когда у нас внезапно обнаружилось, что мы неверно посчитали страницы в номере, и двух страниц не хватает. А до начала печати остается сорок минут. И передвинуть сроки нельзя вообще. Тогда я придумал “конкурс” на разворот – накидал скриншоты из десяти разных игр и предложил задание конкурса – “угадать, как эти скриншоты попали на страницы журнала, и в чем смысл этого разворота”. С ценным призом. Но никто не угадал.

  • На письма читателей отвечала, кажется, Каллипсо или как-то так ?

    • Да, в какой-то момент она и на письма отвечала.

      • Я имела в виду, что девушка на фото, вроде, она ^^

        • Да. ) Но у нее же было еще человеческое имя, а она не только на почту отвечала.

          Но в целом ответ Ок. )

  • А чем сейчас занимается Толя Норенко, Ларичкин, Коровин, Петрашко, Разумкин?

    • У Норенко – собственное рекламное агентство, Ларичкин и Коровин – не знаю, Петрашко сидит дома с ребенком (и фрилансит немного), Разумкин – начальник сайтов Софтклаба.

  • Как в журнал попал Игорь Сонин?

    • Я смутно помню. Кажется, его позвали, потому что он круто писал на АГ. Но не я звал.

  • Чем сейчас занимается Кирилл Перевозчиков и как он попал в журнал? На мой взгляд – наиболее талантливый автор из той волны.

    • Кирилл Перевозчиков изначально появился в “PC Играх” и там рос (на него сильно повлиял Каныгин). Да, он крутой. Сейчас он официальный представитель Larian Studios в России.

  • Оффтоп: почему именно такие комментарии, а не disqus?

    • Потому что они гораздо быстрее работают и можно логиниться из русских соцсетей.

  • Почему Одинцова не пишет на IGN и планирует ли?

    • На самом деле, она пару месяцев как пишет. Но в основном новости и переводы.

    • Пишет же. Редко, но не настолько же, чтоб не заметить.

  • Остался ли неизданный материал из жизни редакции? Интересно было бы посмотреть на том же YT-канале.

  • И, все-таки, Констатин. Будет ли выходить “СИ”? Заметку в блоге редакции от 20-го декабря я читал. Но уже 10-е января и хочется ясности.

    • Ясности не будет до конца января. Есть смысл ждать мартовский номер в конце февраля.

  • Практически каждую сдачу мы были вынуждены ночевать в офисе, потому что в срок ничего не было готово. Ночью мы бегали за хотдогами и горячим чаем в палатку, под утро завтракали в кафе Пир.О.Г.И. в двух шагах от офиса.

    Я вот только ради таких моментов работал бы.Какие к черту деньги?В такие вот сложные моменты ощущается движение команды,мозги кипят-журнал делается.Дается команда на кофе брэйк 5 минут.Представляю стоишь такой,за окном уже далеко за полночь и ощущаешь за плечами тучу проделанной работы,свой вклад.По-моему большего и не нужно.

    • В последние годы ощущения были похожие, только все было организовано лучше, и в офисе мы сидели максимум до полуночи. А так – верно, в день сдачи мозги работают на 300 процентов, вся команда фигачит, и это очень круто.

  • Эта серия постов похожа на подведение итогов.

  • Было какое-нибудь полезное взаимодействие с читателями, нормальный фидбэк? Или это было, по большому счету, одностороннее движение: ловите, читайте?

    • Взаимодействие с читателями всегда полезно. Главное – правильно понять фидбэк.

      Ну, например, мы год работали с тестовой группой из 500 читателей, собрали статистику, и поняли, что статьи про киберспорт почти никто не читает, – соответственно, убрали рубрику из журнала.

      Аналогично, если мы берем в журнал автора, он полгода работает, но его имя потом вообще не упоминается в отзывах (ни в негативных, ни в позитивных) – значит, этот автор читателям неинтересен, и с ним лучше больше не работать.

  • Хороший материал, как и первая часть. Действительно интересно.

  • Интересно читать про редакцию. А продолжение планируется?

    • Тут и к гадалке не ходи. Врен будет дозировать воспоминания маленькими порциями, подогревая наш интерес. Про корпоративную религию и прочие особенности, которыми прославился Gameland, он вряд ли напишет, но и без того интересно. Я вот каждый день захожу сюда в томительном ожидании 🙂

      • Хотите про корпоративную религию? Аххаха.

  • А в других журналах тоже был бардак в день перед выходом?

    • Не во всех. Например, журнал Total DVD всегда сдавался строго вовремя, как часы.

      То есть, можно так организовать работу, чтобы авралов не было вообще.

      • А ПК Игры, Мания, Нави?

        • В ПК играх – то же самое.

          Мания и Нави – не знаю, но подозреваю, что тоже.

    • Как показывает опыт, всё зависит от степени раздолбайства лишь двух людей — выпускающего редактора и главного редактора. Хотя и сам издательский процесс должен быть отлажен.

  • Требуем продолжения банкета! Читать жутко интересно. Кстати! меня, всегда, поражал Глаголев. Он вроде как интересно рассказывал об играх, но иногда(особенно на Геймлэнд ТВ) у него что-то случалось, и он начинал обсуждать интимные темы. Очень жаль, что нет сейчас вашего канала. Там такая клевая музыка была

  • ААА, ностальгия!!!)))))

  • кто придумал си-бульвар?

  • А какие письма читателей были самыми смешными или больше всего запомнились?*

    • Стихи про Клауда.
      “Город пламенем объят
      Парень молодой лежит…”
      Ну и так далее – целая поэма!

  • А будут ли новые фокус-группы? И если да, то как можно в них записаться?
    Просто есть пара идей, да и просто прикоснуться, к созданию журнала – было бы интересно…

  • Спасибо за историю. Очень интересно. А что с журналом? Декабрьского номера не видно, не говоря уже о январском 0_о

  • “И именно поэтому многие известные авторы «СИ» так никогда и не стали редакторами.” – да ладно, признайся, что выжил лучших, умело подлизывая руководству. Посредственности выживают талантов, как обычно.