Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Сексизм в российском игрожуре

Я вдруг осознал, что страшилки по поводу недопущения женщин в игровую индустрию могут отпугивать девушек, которые хотят писать тексты об играх и получать за это деньги. Поэтому давайте я тут расскажу, как все работает в России на самом деле.

Редакциям на уровнях от редактора до главреда в целом абсолютно все равно, какого пола автор и как он выглядит. Почему? Потому что количество людей, умеющих писать хорошие тексты, всегда меньше, чем количество вакансий авторов, а конкуренция выигрывается исключительно работой (нужно уметь писать хорошо, быстро, ответственно и на востребованные темы). То есть, это идеальная ситуация равноправия, равноправнее не бывает. Гонорарные ставки тоже или одинаковы для всех в издании (чаще всего) или же зависят от качества текстов (реже).

Стоит также отметить, что работа организована удаленно, поэтому при желании автор может скрывать пол и внешность, работать под псевдонимом, если вдруг ему это зачем-то нужно. Можно даже смеха ради проверить редакцию, работая с ней сначала как мальчик, а потом как девочка. Или читателей проверить.

Иногда может сложиться впечатление, что на девушек-авторов взваливают только “женские игры”, вроде The Sims или квестов, но в реальности работа всегда устроена по принципу “каждый пишет о том, во что активно играет по собственной воле”. И действительно некоторые журналистки играют только в The Sims и квесты, это их выбор. А другие играют во все, включая шутеры и FIFA и пишут об этом.

Тем не менее, в реальных редакционных коллективах в России девушек не так много, в среднем примерно так же, как у “Полигона”, например. В “СИ” их было до 30-40 процентов, если смотреть по строкам в гонорарной ведомости. Кроме того, девушки редко дорастают до главредства (хотя было в “Мире Фантастики” еще, и есть немало кейсов с уровнем зам глав. реда).

Виной ли тому сексизм? Возможно. Отчасти.

Я знаю, например, издателя, который был не готов брать девушку (не ту, о которой вы подумали) на позицию главреда журнала о компьютерных играх, потому что “аудитория не будет воспринимать ее всерьез”. На собеседование позвал, но так, для галочки. С другой стороны, первым главредом “СИ” была девушка, и в настоящее время IGN Russia тоже руководит девушка. Так что все зависит от конкретного человека, принимающего решение.

Время от времени коллеги по редакции могут шутить в духе “а давайте нашу красивую журналистку попросим сфотографироваться для постера в бикини – вот аудитория и подрастет”. Хотя вот чего нет, так это осуждения нестандартной внешности/фигуры.

С поездками на выставки есть такая тупая логистическая проблема как “девушке нужен отдельный номер, а не дабл, поэтому лучше отправить двух парней”.

Но, пожалуй, самое неприятное, распространенное и заметное – это токсичные комментарии аудитории.

Например, рецензию на FIFA, написанную девушкой, часто не воспринимают всерьез с формулировкой “как может баба разбираться в футболе?” В этом конкретном случае, правда, токсичность скорее идет не от геймеров, а то фанатов футбола.

Тем не менее, если злобному комментатору не нравится текст журналиста-парня на любую тему, он пишет ему “тебе заплатили” или “ты тупой хейтер”, а если это текст журналиста-девушки на любую тему, то он пишет “твое место на кухне”.

Здесь примерно та же история, что и с обидными кричалками фанатов на футбольном стадионе, которые кидают бананы в африканцев не потому что расисты, а потому что хотят их унизить (то есть, русских просто унижают иначе – три-два-раз и все такое). Комментаторы – не сексисты (вернее, не всегда сексисты). Просто если они хотят оскорбить автора, то целенаправленно подбирают самые обидные для него слова с целью именно обидеть. И в случае девушек это, конечно, весь набор стереотипов про “кухню”.

Это печально, с этим можно бороться банами, но до конца избавиться не получится. Более того, именно эти токсичные сексистские комментарии и могут давать руководству повод не повышать девушек (“аудитория не будет воспринимать ее всерьез”), что печально вдвойне.

Тем не менее, если девушка хочет писать об играх за деньги, получать игры до релиза, кататься в пресс-туры и потихоньку пробиваться в главреды, то дорога открыта. Пишите! На мой взгляд, только так и можно приучить аудиторию к тому, что на пол журналиста незачем обращать внимание (будут тогда всех оскорблять гендер-нейтральными комментариями про продажность).

Я, как вы знаете, всегда помогу советом, если что.

P.S.
Заглавная картинка – это детектор радикальных идиотов, которые текст не читают дальше картинки.