Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Трупные пятна инди

Posted on 76 0

На прошлой неделе на IGN была выложена колонка Колина Мориарти, в которой он сокрушается о том, что инди больше не любят. Дескать, новости про инди мало читают, в комментариях под ними куча инди-хейтеров.

Я читал эту колонку и радовался. А потом открыл комментарии на IGN к колонке и еще больше порадовался.

Вот, например, такой:
“Дураку понятно, что инди это неполноценные, маленькие, некачественные игры, их невозможно воспринимать всерьез. Они как идиотские флешки про пингвинов из начала 2000х, распространявшиеся на дисках с приколами, только сейчас эту нишу заняли инди, да за них еще и денег просят теперь.
А то, что в стиме творится вообще заставляет вспомнить про кризис 83го года.”

Дело в том, что я не люблю инди уже давно, но какие-то полгода-год назад общественный консенсус был иной. Молчаливое большинство попросту не играло в инди, не читало статьи об инди и не комментировало их. Крикливое меньшинство (включая многих журналистов), напротив, везде рассказывало байки о том, что за инди – будущее, а в больших играх нет души. С фанатами инди невозможно было спорить, потому что для этого ведь надо было бы сыграть в десятки упомянутых ими релизов с незнакомыми названиями, чтобы по каждому подробно объяснить, что в них хорошо и что плохо. И если для журналиста это работа (ну да, нужно просто взять, сесть и поиграть), то молчаливое большинство попросту игнорировало инди.

Но в какой-то момент инди достали многих. И молчаливое большинство, и часть фанатов инди.

Почему?

1. Кризис перепроизводства. Как в 1983 году, да. Который, напомню, закончился банкротствами и отправленными на свалку картриджами. Сейчас даже те немногие инди, которые действительно хороши, тонут в океанах говнища, которое производится только потому, что сейчас все побежали делать и продавать инди.

2. Награды инди-релизам по итогам года вызвали недоумение. Люди открывают статью, чтобы узнать, что наградили, The Last of Us или GTA5, а им пытаются скормить что-то, что они вообще не считают и не будут считать игрой. Люди были достаточно толерантны и не вмешивались в споры об инди (мало ли кто как развлекается), но когда им начинают втюхивать, что нужно отказаться от ААА-релизов в пользу инди, то в душе кипит ярость.

3. Инди массово добрались до консолей. Раньше можно было добродушно наблюдать за тем, как владельцам ПК не во что играть, и что у них есть такие забавные развлечени,я как инди, а теперь запускаешь PlayStation 4, а там такая же вакханалия, как и в Стиме. И начинаешь понимать, что Sony и Microsoft и Nintendo отлично устроились. Как говорят маркетологи, полки магазина не должны пустовать, должны обновляться, и тогда потребители будут постоянно что-то по чуть-чуть покупать. Вот и покупают. Недавно вот на 3DS выложили игру 2048 за два доллара. Это бесплатная флэшовая головоломка, за которую стыдно брать деньги. Но зато можно рапортовать о том, что библиотека игр на консоли растет, каждую неделю что-то новое. Бесит.

Или вот еще типичный комментарий:
“не нравится инди, потому что все очень много говорят про инди.
вот если бы про инди-игры рассказывали бы только инди-пресса и инди-форумы…”

4. Помимо перепроизводства собственно игр, есть еще проблема с перепроизводством текстов об инди. Я уже, кажется, объяснял, отчего это так, повторю еще раз. Журналистам очень просто писать об инди. Если игра необычная – достаточно лишь рассказать, что в ней происходит. Если игра обычная – можно написать любую ересь о постмодернизме, нарративе, и публика все сожрет, если текст покажется ей умным. Инди можно спокойно хвалить, потому что если в игре и есть недостатки, их всегда можно списать на недостаток бюджета. А любые идеи (даже если идея – это “а давайте сделаем пиксельный платформер, как на 8-битках”) можно назвать удачными только за то, что они якобы новые. В конце концов, инди можно похвалить только за то, что она инди, и фанаты инди это сожрут. А широкой публике будет все равно.

Напротив, написать рецензию на популярную игру гораздо сложнее, потому что нужно изучать ее очень внимательно, отлично понимать контекст, историю жанра. Приводить убедительные аргументы, делать нешаблонные и при этом логичные выводы. Это сложно, потому что текст действительно будут читать все и оценивать все.

И когда ты открываешь Edge, и там миллион текстов об инди, хочется просто взять и отменить подписку.

Напоследок еще раз повторю, в чем, на мой взгляд, проблема с инди.

Есть игры-артхаус. Они были давно, есть и сейчас, но таких игр мало. Journey – да, отличный пример. При этом к “независимости от издателей” и к тому, что “издатели душат креатив” это не имеет отношения. Journey издавала Sony. Valiant Hearts, Rez, Child of Eden – это все артхаус и на деньги издателей. Есть и независимый артхаус, вроде The Graveyard или The Stanley Parable. Артхаус – это прекрасно, но не для всех.

Есть фейки, вроде картофельного салата на Kickstarter. Это, например, Gone Home. Пустой игре накручивается имидж борца с системой, ее делают модной (напомню, что Gone Home пиарили редакторы Polygon, друзья авторов игры), продают хорошим тиражом и срубают бабло с лохов.

Есть подражания 8-битным и 16-битным хитам. Ничего плохого или хорошего о них не скажу, но на мой взгляд лучше покопаться в ретро, чем тратить время на новоделы.

Есть небольшие компактные игры, вроде FTL или Out There, которые по своей задумке не могут и не должны быть большими. Такие игры, впрочем, выходили на консолях и до того, как инди вошли в моду. Это просто игры, но не большой, а малой формы. Как рассказы в сравнении с романами.

Наконец, есть две самые массовые и отвратительные категории.

Первая – это те самые писишные говноигры, которые производились в России десятками и сотнями до кризиса 2008 года. Только раньше их издавала “Акелла”, а теперь они выпускаются в Стиме самими студиями и пиарятся как инди. И все их жалеют (независимые же чуваки, без денег), мало критикуют и даже покупают.

Вторая – это игры с интересными идеями, авторы которых просрали свои интересные идеи из-за того, что не отнесли их нормальному издателю, а на коленке слабали посредственную, незаконченную игру. Типичный пример этого – The Banner Saga. Великолепный визуальный стиль, отличный сюжет, и… незаконченная история, посредственная боевая механика, практически отсутствующая прокачка. Ни один нормальный издатель не отказался бы выпустить такую же по стилю и сюжету игру, но целиком и с нормальной, доделанной боевой механикой. Фанаты же инди гордятся The Banner Saga и отмахиваются: дескать, ну нет у них денег доделать игру до конца, ну нет денег на боевку. НО ВАМ НУЖНА ЗАКОНЧЕННАЯ ИГРА, ИЛИ ВАМ НУЖНО ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ ИЗДАТЕЛЯМ? Не надо только рассказывать, что игра слишком смелая для издателей. На Nintendo DS вышла примерно такая же (но, но законченная и богатая на контент (и про космос, а не викингов) Infinite Space. Для PS Vita доделанная The Banner Saga была бы вообще суперхитом. Если есть интересная идея – принесите ее издателю и сделайте НОРМАЛЬНУЮ игру. А если идея – говно, то уж извините.

Как видите, я не отрицаю того, что среди инди есть хорошие игры. Просто их – смотрите про 1983 год – нужно искать как жемчужины в море говна. И чем дальше – тем фанатам инди сложнее это отрицать. И чем дальше – тем больше шансов на то, что говно похоронит всю категорию. Как в 1983.

Есть, правда, еще один важный момент про хорошие инди.

Если у меня не так много времени, то я предпочту его тратить наиболее насыщенно. И если я вижу игру за 5 долларов и игру за 50 долларов, и обе одинаково качественны, то я выберу вторую только потому, что в ней больше разного контента, и я получу больше разных впечатлений за единицу времени.

В конце концов, “Тетрис” до сих пор может по увлекательности дать фору любой игре – хоть FTL, хоть The Last of Us. Но значит ли это, что надо играть в “Тетрис” и смеяться над всеми более сложными и дорогими проектами?

Напротив, если времени много, настолько, что его надо убивать, то наиболее эффективно это делать в дешевых играх с процедурно генерируемыми мирами, либо же в MMO. И если кризис перепроизводства не убьет инди, то иногда – например, на пляже на отдыхе, – я буду в инди играть.

А с теми, кто пропагандирует инди и ненавидит большие игры, как-нибудь разберутся сами рассерженные геймеры.

  • Eugene Andzhe

    Отличная заметка. Впервые за полгода прочитал статью из блога с большим удовольствием.

  • КлаусЪ Элков

    В каком это месте боевка Баннер Саги не доделана?

    • Спай

      Во всех, игру тащит чистый вижуал, ее радостно слопали только те, кто японские тактики в глаза не видел, все ущербно и держится на костылях

      • КлаусЪ Элков

        Какие еще костыли, что на бумаге, что в реализации, все очень изящно и продуманно.

        • Спай

          Минимум контента и реализации. Так игры не делают. Если жрать и поощрять такое, так вообще полный.

          • КлаусЪ Элков

            Какой минимум? Диалогов полно, сюжета полно, побочек полно. Чего нет? Озвучки всех диалогов, заставок от blur, чего?

          • Спай

            Игры. Не надо принимать слова прямо в штыки. В посте выше все косяки описаны, отрицать их бессмысленно. Никто не говорит, что BS “дерьмо”, но высшей похвалы грубо говоря она тоже даже близко не заслуживает (в сравнении).

          • Там нет нормального геймплея.

          • КлаусЪ Элков

            У твоей мамы нет нормального геймплея.

    • Shatzk

      Там основы механики сами по себе кривые, в Stoic зачем-то велосипед создали.

      • КлаусЪ Элков

        В чем велосипед, в чем кривизна? Хоть у кого-то будут вразумительные ответы?

  • Raffael

    Кстати, Врен полностью прав насчет идей и издателей. Наглядный пример — это Portal, который начался как хорошая идея, а продолжился как крутейшая игра.

  • Evgeniy Ovchinnikov

    Согласен со многими тезисами, в особенности с тем, что перепроизводство – это плохо, когда речь идёт об искусстве. Да и к инди я в большинстве случаев относился с предвзятостью – примерно как к “типа 2d-файтингам” и “типа РПГ-шкам”, слепленных в редакторах а-ля MUGEN / RPGMaker. Сия предвзятость закончилась в 2012-м году, когда инди-“метройдвания” Dust: An Elysian Tail стала для меня лучшей игрой года, вызвав интереса больше, чем все тогдашние ААА-проекты. Собственно, если бы я не знал о том, что существует такое явление, как инди – не допустил бы и мысли, что сию игру фактически сделал всего лишь один человек на голом энтузиазме. Ибо “энтузиазм в игроделании” никогда не воспринимался чем-то бOльшим, чем те самые “флешки с пингвином”, в которых нет ни уникального движка (флеш и ничего больше), ни конечной цели (в лучшем случае – ворованные из интернета картинки вместо заставок в тех же мугеновских файтингах). Но вот Dust: An Elysian Tail оказалaсь той самой 2d-шной AAA-игрой, которую могла бы сделать та же Konami, если бы решилась coздать что-то наподобие Castlevania: Symphony of the Night ceйчас, в эпоху HD.
    Поэтому делать однозначный выбор лишь в пользу “коммерческих ААА” я не могу. Хоть и такие творения, как вышеупомянутая Dust, или Giana Sisters – действительно жемчужины в океане говна, но это лишь означает то, что любую инди-игру – что шедевры, что говно – следует судить по её достоинствам или недостаткам, а не по принадлежности / непринадлежности к инди. То есть непредвзято. Ибо очень не хочется, что бы в положительных отзывах о тех самых “немногих жемчужинах” присутствовало пренебрежение ко всему явлению “самоделок” в целом. Равно как и обоснование шедевральности тем, что “игру сделали энтузиасты, в то время как крупные компании штампуют одно лишь мыльное кинцо”.
    Но и фанатеть по всем ААА-играм лишь за то, что они – ААА – так же неправильно. Можно вложить миллионы в разработку, тщательно прорисовав прыщи на носу персонажа, мелькнувшего на экране две секунды (не говоря уж о детализации всего антуража в целом), но напрочь убить интерес однокнопочным геймплеем “от кат-сцены до кат-сцены”, кривым управлением или однообразием в целом.

    • Sergey Krylov

      Многие инди делаются не для заработка, а для кайфа. Этого Константин не учитывает.

      • Solid_Santa

        Тогда зачем их продают? Freeware для экспериментов для себя и друзей никто не отменял.

        • Sergey Krylov

          Ну вот пример. Шакил О’Нил или Джон Сина выпускают рэп-альбомы. Могли бы ведь просто записать для себя и подарить друзьям, но они ведь продают.
          Я не думаю, что они делают это ради денег.

          • Solid_Santa

            Плохо думаешь. Раз продают значит ищут определенный гешефт. И необязательно это должны быть именно деньги.

          • Sergey Krylov

            А я и не говорил, что они это делают совсем без личной выгоды. Какая-то корысть есть. Так и тут. Получают кайф, получают опыт в игровой индустрии, получают портфолио, etc.

          • Solid_Santa

            Стоп машина – ты завел шарманку на счет некоего условного “кайфа”, с какого-то лешего решив что многие так делают. Если делают для кайфа то они по факту окончания разработки получили свой гешефт. Зачем выставлять это на продажу? И опыт, и портфолио, и “уважение” спокойно набираются на бесплатных проектах. Следовательно хотят заработать. И тут начинается цирк уродов, который за пяток лет превратил направление в кромешную жопу. А те два медийных персонажа, что ты привел в пример вполне себе пробуют окучивать новые площадки для деятельности. На волне своей уже имеющейся известности и популярности.

        • kkruglov

          продают потому что могут, вот и всё.

          • Solid_Santa

            И тут мы плавно подходим к необходимости quality control на том же steam.

          • kkruglov

            тут сложно не согласиться, вопрос в том, почему valve не собирается обзаводиться подобным?

        • Sergey Krylov

          Продают, если получилось что-то годное. Если не получилось, то не продают. Очевидно же.

          По этой же логике молодые рок или рэп-музыканты записав пару треков на коленке сейчас стремятся их выложить в айтюнс.

          • Solid_Santa

            Чей-то я в стиме не вижу горы годноты – только кучу дряни с вкраплением толковых проектов. Я не вкурсе на счет айтюнс ибо не пользуюсь, но там ведь наверняка есть система контроля за качеством? Просвети если нетрудно. Ну и сравнение с музыкой не шибко корректно.

          • Sergey Krylov

            Подразумевается – что-то более или менее играбельное.

      • Frag

        Как только появляется ценник кайф уже никого не волнует

  • Sergey Krylov

    «не нравится инди, потому что все очень много говорят про инди.
    вот если бы про инди-игры рассказывали бы только инди-пресса и инди-форумы…»

    А кто “все”? Если все говорят о какой-то игре, то это плохо?
    Если все вокруг все много говорят про The Last of Us, то это плохо?
    Не понимаю такой логики, хоть убей.

    • AleksandrKrykov

      “Если все вокруг все много говорят про The Last of Us, то это плохо?”

      Врен любит Ластоваз. Именно поэтому говорить про него – хорошо.

  • Vladimir Sereda

    Если игнорируешь инди, то стоит ли игнорировать статьи об игнорировании инди?

  • griever_gf

    типичный взгляд со стороны и отсутствие желания разобраться в вопросе – такой-то професси-анал

  • Фалкон

    Автор говнарь, как будто среди шутеров найти годный не все равно что жемчужину среди говна, в любом жанре индустрии есть свои куски говна, например гта 5 и зе ласт оф ас.

    • Frag

      Только вот сделать нормальный шутер можно за несколько лет работы команды, а очередной пиксельный говноклон Марио может сделать школьник на Юнити. Вот и выходит так, что в год релизится, дай бог, десяток шутеров, а индюшатины – сотни и тысячи. Чувствуешь разницу, индифил?

      • Фалкон

        И дай бог чтобы из этого десятка хотя бы 1 была не говном* не благодари за фикс

        • Frag

          То же самое и с инди. Только масштабы гораздо больше.

  • Melnik

    Я думаю, Врен, тебе просто не понять всю прелесть инди 🙂 Как и мне. Но чего-то люди в них находят, правильно?

    Друг пару дней назад во всю расхвалил the Room, мол, если бы не Journey, то была бы лучшей игрой 2012 года. Шедевр и все дела. Но сразу предупредил, что мне не понравится. Но меня всё равно пробрало любопытство. Сыграл. В игре нужно “взломать” пять очень хитро-сконструированных если так можно выразиться шкатулок. Всё.

    Т.е. да, паззлы интересные, визуально смотреть на все эти механизмы приятно, но ёлки-палки, неужели взлом пяти шкатулок перевернул индустрию? Стал лучшей игрой года? Почему эта игра получила максимальную оценку от моего друга? Не понимаю. Но при этом не могу обвинить друга в неискренности.

    • Evgeniy Ovchinnikov

      А ответ прост: каждому – своё. Для меня лучшей игрой 2012 года стала Dust: An Elysian Tail. Потому что мне: а) понравился геймплей (хоть к нему и можно предъявить претензии за то, что “таких вот 2d-шных кастлеваний уже наделали вагон и маленькую тележку”), б) понравился дизайн персонажей и локаций (хоть некоторые скажут, что он “дебильно мультяшный”), в) понравился сюжет и его подача – в виде не только сценок на движке, но и мультипликационных вставках (хотя наверняка найдутся те, кому надобен исключительно мощный графон, демонстрирующий мощь современного железа “а иначе мы бы на сеге играли и не парились”). И конкретно вот для меня моё мнение искренно на все сто процентов – при том, что после того, как Dust: An Elysian Tail победила мою предвзятость к инди, я отнюдь не уверился в том, что все последующие инди впечатлят меня точно так же, и ни одна новая ААА-игра меня однозначно не заинтересует.

      Не обязательно “переворачивать индустрию” для того, что бы сделать увлекательную игру. Просто вкусы у всех разные. А те, кто ждут этого самого “переворота” – просто-напросто устали от уже существующих жанров. Или никогда не испытывали к ним интереса.

      • Melnik

        Я играл в Dust: An Elysian Tail ))

        • Evgeniy Ovchinnikov

          И как впечатления?
          Игра хотя бы тянет на произведение, не выглядящее как “курсач программера-любителя”?
          (ясно дело, что никаких “переворотов индустрии” в ней нет, но по мне так – в “весовой категории” метройдваний игра более чем крута)

          • Melnik

            Да добротная игра как по мне. Во всех аспектах.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Ну дык. А ведь натуральнейшая инди ведь! Создатель – чуть постарше меня; в конце 90-х баловался рисованием антропоморфных зверюшек, иллюстрируя свои же собственные истории и понимая, что полноценный мультфильм ему никогда не сделать, а на студии типа Walt Disney или Dreamworks никогда не пробиться (тем более, что ихняя политика по отношению к мультфильмам не допускает “взрослости”, когда в них участвуют зверюшки). Вот и засел американец южнокорейского происхождения по имени Дин Додрилл свою игру делать, начиная от рисования всего и вся и заканчивая программингом. Семь лет делал – и в результате выдал такое, о чём никто не скажет, что оно “поделка”. Кроме разве что тех, кто знает термин “инди” в контексте “любительщина”, и отнесутся к игре предвзято: “Как можно сравнивать творение одного человека с чем-то серьёзным, над чем работали сотни профессионалов?”

    • Sergey Frolov

      На планшете играл? Имхо, игра чисто планшетная и весь кайф в том, чтобы вертеть шкатулки пальцами и руками тянуть за всякие ящики и рычажки. И на iOS это реально одна из немногих хороших игр. А на ПК смысла в ней нет.

      • Melnik

        На ПК в том то и дело. И друг вот тоже. Что не помешало ему игрой восторгаться. И не то, чтобы я считаю игру плохой, просто я не считаю её настолько крутой, чтобы у меня отбило желание шпилить в традиционные “большие” игры.

  • Dan Kozlov

    Я вообще мимо проходил, ничего про инди не знаю, но

    > Если есть интересная идея — принесите ее издателю и сделайте НОРМАЛЬНУЮ игру. А если идея — говно, то уж извините.

    звучит противоречиво. Примерно как фраза “есть идея — ищи инвестора” в кругах стартаперов. Думаю, к нормальному издателю ежедневно приходит по 1000 писем с идеями и происходит по 100 телефонных разговоров с предложением встречи, и отсев проектов даже на стадии осмысленного прототипа происходит по диким критериям, которым не каждая впоследствии гениальная игра сможет соответствовать. Вот и выходит, что свободное плавание — это шанс сделать хоть что-то; работа с издателем — это шанс несколько месяцев истаптывать пороги кабинетов в поисках хоть каких-то шансов на сотрудничество.

    • так надо приносить не идею, а рабочий полнофункциональный прототип. Если авторы инди могут сделать инди, то уж достойный прототип тоже могут сделать.

      и я не слышал историй о том, что авторы инди-игры пытались свою задумку показать, а их все посылали, и они потом уже только взяли и выпустили как есть.

      • Dan Kozlov

        Нет, я не хочу спорить с вами, потому что сам об этой индустрии знаю примерно нихрена.
        Но о стартапах знаю прилично.
        Там могут послать не только с полнофункциональным прототипом, но даже с полностью рабочим продуктом, который надо только дошлифовать. Могут послать при полностью работающем бизнесе (в нашем контексте бизнес — это первая игра, которая удачно продалась, а издателю предлагается инвестировать в ремейк/сиквел, например). Могут не послать, но предложить грабительские условия, при которых идейный вдохновитель теряет контроль и финансовую мотивацию. Много что может произойти.

        Но глупо сравнивать стартапы с играми. Стартапы привлекают деньги у фондов, которые ничего не могут, кроме как давать деньги. Игры же делаются разработчиками и предлагаются издателям, которые _зачастую_ еще и сами являются разработчиками, то есть могут делать игры. У издателей этих прототипов и идей внутри компании многие сотни, я полагаю.
        Фонды имеют мало информации о рынке — они читают статьи и отчеты, общаются с людьми и, по сути, всё. Издатели не только делают всё то же самое, но еще и имеют прямой доступ к точкам продаж и, я думаю, каким-то бенчмарк-аналитикам по всей индустрии и всем категориям игр. У них больше информации.
        В общем, фонды редко дают деньги стартапам. Даже под хорошие гарантийные условия. Не хочу сомневаться в ваших словах, но что-то мне подсказывает, что добиться инвестиций у издателя еще на порядок сложнее. Особенно под какой-нибудь 2D-платформер.

      • Dan Kozlov

        P.S. Коли вспомнил аналитику. Я у вас в аск.фм просил описать аналитику СИ и ИГН и то, как она влияет на контент и построение ресурса. Вы тогда пообещали в скором времени статью, но, видимо, запамятовали 🙁 А всё еще интересно!

  • Я тоже инди/мелкие игры не люблю.
    Единственное исключение – Хотлайн Маями.

  • Хетаг

    О, дискус!

  • Первый раз в жизни почти полностью согласен с тем, что ты написал. А меня еще раздражает то, что в том огромном разделе инди-отстойника, в котором делают игры типа как под платформеры 90-х., там они всегда выглядят на порядок хуже той же сеговской классики.

  • на пляже на отдыхе надо отдыхать всё таки, в море там плавать

    • Guest

      Итить, Крамб, как тебя сюда занесло вообще?

  • ARKADICH

    со всем согласен, особенно с последней частью текста. имея всего несколько свободных часов в неделю на видеоигры, надо быть идиотом, чтобы тратить их на снобистские недоигры.

    ps ошибочка в слове “викингов”

  • Shatzk

    Глупый Врен, не делала какелла игр уровня Original Sin. Никто в этом тысячелетии не делал.

    • Frag

      Корсары?

      • Shatzk

        Хейтил их :3

  • С одной стороны, всё правильно говоришь. А с другой – ну чего ворчать из-за естественного процесса? Игры стало делать проще (это ещё плоды UE4 по подписке не появились), продавать их – тоже. Это как фотографы, которые купили зеркалок и бегают. Мода.

    А затоваривания и не будет наверное – просто сейчас под “инди” слишком много всего попадает. Поделят понятие, чтоб были законченные игры, недоделки, от начинающих и т.д. Просто времени мало прошло, не успели сориентироваться площадки – им тоже не так просто финты ушами делать. Разве что Valve, ужаснувшись, ввела на Greenlight символическую стобаксовую плату. Но там надо было действовать, потому что как раз “говно попёрло”.

  • Но значит ли это, что надо играть в «Тетрис» и смеяться над всеми более сложными и дорогими проектами?

    Не поверишь, у нас полстраны так делает, если верить игровым форумам. “Нет Игр кроме второго фоллаута(икскома/балдура/плейнскейпа/джаги/третьих героев/морровинда/второго сайлент-хилла, нужное подчеркнуть), и я пророк Её”.
    Впрочем, они и не играют, они только смеются.

    И, кстати, на тебе на закусь индю с гринлайта, интересно, в какую категорию ты её засунешь:
    http://store.steampowered.com/app/252030/

  • Sama

    Всё замечательно. Но у инди есть огромное преимущество – низкие расходы. Это бессовестно дешево стоит “чистыми”. Разработчики как правило экономят на всем и не соблюдают КЗОТ (ведь работают на себя) платят минимум налогов, пользуются фрилансерами, не платят за пресс-туры.
    Потому их смерть станет возможна но не сегодня, а когда рынок станет совсем похож на аппстор – с полной свободой издательства и горами совершенно бесстыдного мусора. Пока от этой перспективы Steam, Nintendo, PSN, Live себя страхуют. Есть небольшой порог входа. Есть ограничения на слоты релизов. Все кому везет – зарабатывают, как правило.

  • В ожидании заметки «Кости JRPG» и «Призрак RTS»

  • Easter3000

    Согласен. Спасибо Я из-за этого уже боюсь заходить в магазин Стим.

  • AleksandrKrykov

    Ну да, конечно. Как речь про инди, так “аудитория наконец-то всё поняла”. А как про Нинтендо, так “аудитория ещё не доросла”. Она и до инди не доросла.

  • AleksandrKrykov

    “Люди открывают статью, чтобы узнать, что наградили, The Last of Us или GTA5”. Вот это ещё отличная фраза. Превосходная. Люди открывали статью, только чтобы убедиться, что самая модная игра действительно самая модная, и они в тренде. А на то, какая игра действительно лучшая, им насрать.

  • Fartissimo

    “Разумеется, 95% снимаемого аниме — говно. Ведь 95% всего массового искусства — говно.”

    Увы, у инди судьба точно такая же. Неприятна только мода на инди, это да. Но, наверняка, мода пройдёт и всё встанет на круги своя.

    • Sergey Krylov

      А в ААА играх типа не так?

      • Fartissimo

        И в играх ААА точно также. Просто чем выше хайп у темы – тем больше хейт у темы, хех.

  • Sergey Krylov

    Константин, а как Вам игра Shovel Knight? Вроде ведь инди, но сильно похожа на тот же Duck Tales Remastered, которая не инди.

    • Спай

      Shovel Knight делал тот же чувак, что и Duck Tales R, плюс за пазухой опыт работы с Nin (серия Shantae), просто для справки. Грубо говоря, у чувака за пасухой опыт, он и реализует его грамотно. А не ноунейм с “хорошей” идеей, но некудышной на поверку реализацией.

  • Степан Салин

    Я, наверное, вброшу на вентилятор, но игры на 3DS ведь мало чем от инди отличаются по количеству контента. Сейчас я играю в Fire Emblem Awakening – это игра дешевая (ну ок, заставки дорогие) и крутая, про душу и кастомизацию.

    Для меня еще пару месяцев назад “инди” значило “необычно и дешево”, а оказалось, что это игра без издателя. Для покупателя не должно быть никакой разницы, кто игру финансировал, главное ведь по факту что вышло.

  • Lumarama

    1983 год отличается от 2014 фундаментально – тогда не было интернета (кажется этим все сказано) – но расшифрую: у людей не было возможности оставить отзыв об игре рядом с ее картриджем на полке в магазине – не было возможности посмотреть видео геймплея или поиграть в триал-версию игры до ее покупки. Не было всевозможных обзорных порталов, социальных сетей – где информация о хорошей игре могла бы облететь весь мир. В 1983 году человек, приходя в магазин, выбирал среди игр, которые пушились их издателями и поэтому лежали на самых видных полках. А поскольку стандарты качества были низки а издатели глупы – там зачастую лежало полное Г (вспомним хотя бы игру от Atari – E.T.)

    • rusty shackleford

      “…человек, приходя в магазин, выбирал среди игр, которые пушились их издателями и поэтому лежали на самых видных полках. А поскольку стандарты качества были низки а издатели глупы – там зачастую лежало полное Г”

      Идеально описывает стим, псн и лайв.

      Разница только в том, что нынче игры “пушатся” не только на прилавки, но и во “всевозможных порталах.”

    • В случае с коробочной лицензией такие вещи вторичный рынок регулирует. По нему лучше чем по отзывам видно, где долгоиграющий шедевр, где одноразовый короткий экшен, а где просто плохая игра. Например Dark Soul 2 на вторичном рынке я до сих пор не могу найти себе, потому что люди понимают что это игра крутая и не на 1-2 дня.

  • На самом деле причина для того, что этих инди НАСТОЛЬКО много – банальная жадность и желание по-быстрому срубить бабос. Отнести Banner Saga издателям? Ну да, а они присвоят львиную долю прибыли, отстегнув разработчикам (по их мнению) жалкие копейки. Делиться придется со всеми, начиная от маркетологов и заканчивая китайцами, которые пакуют боксы с игрой. А так издал на стиме и шабаш, пара долляров в карман капает. Выручка меньше чем у ААА проектов, зато всё твое, делиться не надо.

    Игрожур же инди полюбил тоже по меркантильным причинам. Они позволяют увеличить в разы контент изданий. В год реально выходит по 5-6 игр которые заслуживают развернутой статьи, а голодных журналистов куда больше. К тому же в выигрыше крупные издания, которым дают версию игры для прессы за 1-2 месяца для релиза, чтобы под выход игры была качественная статья. Что делать мелким, но ЧСВ-ным сайтам типа riotpixels которых никуда не приглашают и ничего не дают? Правильно, писать про инди.

  • Zahar Gul

    Мое время слишком ценно для меня, и я не готов тратить его на дерьмо или даже на поиск жемчужин в куче дерьма.
    Из хорошего инди я знаю только Zombie Driver.

  • Guest

    “Инди – неполноценные, некачественные и маленькие игры, их невозможно воспринимать всерьёз, причём за которые просят бабло”.

    Этим всё сказано. Прямо нужно распространять на всех игровых сайтах и писать на заборах – “нет пропаганде инди калу!”.

    А если кто будет вякать в защиту инди, более того навязывать своё мнение – забивать гвоздь в голову.