Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Япония в играх снова в моде

By Posted on 27

В начале нулевых примерно 80% топовых по продажам и оценкам игр были японскими, все три игровые приставки были японскими, а в западных гик-литературе и кино казалось само собой разумеющимся, что видеоигры – это Япония. Даже в России пиарщики российских компаний спрашивали меня, где выучить японский, потому что не представляли себе, как иначе строить карьеру в индустрии. Даже на Западе было модно делать псевдояпонские игры, вроде Oni и Septerra Core.

Потом это все почти умерло – вместе с приставками Sega, компанией SNK Playmore, величием Tokyo Game Show. Если отвлечься от MMO и фритуплея, то тренды задавали западные геймдизайнеры, выросшие на японских играх, вроде Клиффа Блежински. И даже у Sony, например, главными хитами стали Heavy Rain, Uncharted, God of War и Killzone.

Что же стало переломным моментом? На мой взгляд, это была демонстрация Genji: Days of the Blade для PlayStation 3 на E3 2006.

Эта игра была сиквелом великолепной Genji: Dawn of the Samurai для PlayStation 2, которая была типичным крутым японским экшном – со сложным хардкорным геймплеем, чисто японским сюжетом (по мотивам “Повести о доме Тайра”), классным арт-дизайном и приличной графикой. Условно говоря, как Onimusha, только чистый эксклюзив Sony.

Genji: Days of the Blade от ровно той же студии, ровно на ту же тему оказался неловким, некрасивым экшном, в котором нужно было бить гигантскому вражескому крабу в уязвимое место или что-то такое. Если бы это была просто еще одна ноунейм-игра на старте (а таких было много), никто бы ее не заметил, но ей уделили слишком много внимания и подставились.

Японские игры в какой-то момент вдруг стали плохими, и я говорю это абсолютно открыто. Я даже делал целую серию интервью с японскими разработчиками – от Юдзи Наки до Томонобу Итагаки – в попытках разобраться, что случилось. То ли дело в сложности освоения графических движков, то ли поколение молодых геймдизайнеров оказалось плохо образованным, черт его знает. Но новые гэндзи пошли кучно, и даже лучшие хиты, вроде Bayonetta, не избежали технических проблем. Компании начали пробовать заимствовать западные идеи в геймдизайне, отказываться от чисто японских сеттингов, делать мультиплеерные шутеры, нанимать западные студии и тем самым еще больше размывать идентичность. Должный уровень качества сохранился, например, в Polyphony Digital, да и команда Tekken работала нормально, но это было скорее исключение из правил.

На Западе, соответственно, тоже интерес к Японии упал. Даже, например, в перезапущенном Tomb Raider мало кто видел путешествие по японскому острову, эта часть истории просто не замечалась рецензентами.

Но в 2016 году вдруг все изменилось.

Для начала Nintendo выпустила приставку, над которой сначала все смеялись, а потом все полюбили. И игру The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которая достучалась даже до российских геймеров.

А вот список 25 самых рейтинговых игр 2017 года.

1) Super Mario Odyssey
2) The Legend of Zelda: Breath of the Wild
3) Persona 5
4) Mario Kart 8 Deluxe
5) What Remains of Edith Finch
6) Wolfenstein II: The New Colossus
7) Nioh
8) NieR: Automata
9) Nex Machina: Death Machine
10) Horizon: Zero Dawn
11) Injustice 2
12) F1 2017
13) Metroid: Samus Returns
14) Sonic Mania
15) Total War: WARHAMMER II
16) Cuphead
17) Resident Evil 7: biohazard
18) Wipeout: Omega Collection
19) Final Fantasy XII: The Zodiac Age
20) Pyre
21) Yakuza 0
22) Destiny 2
23) Ys VIII: Lacrimosa of DANA
24) Forza Motorsport 7
25) Mario + Rabbids: Kingdom Battle

Если забыть об играх Sega и Sony западной разработки и подсчитать только то, что создавалось в Японии или по японским брендам, это будет больше половины игр.
В 2016 году было меньше четверти.

Круто, правда?

Но я решил написать этот пост, когда увидел анонс игры Ghost of Tsushima.

Это не японская игра в прямом смысле, но коллаборация японского издателя и опытной западной студии над проектом по мотивам истории Японии, возможно, даже лучше.

Что еще важнее, это показывает, что Япония снова вошла в моду. Не в пошлом формате “суши-гейши”, а серьезно. Даже сложное для иностранцев название – доказательство того, что издатель хочет привлечь именно тех, кому нужна аутентичная японщина. По тому же пути, к слову, пошла Namco Bandai, не локализовавшая название Ni no Kuni (“Две страны”).

Честно признаюсь, что эпизод с Цусимой во время вторжения хана Хубилая в Японию до сих пор как-то мне не был знаком. Обычно все тексты на эту тему ограничиваются историей о божественном тайфуне (камикадзе), который уничтожил флот монголов и лишил их шансов завоевать страну. То, что Хубилай все же захватил небольшой островок на полпути между Кореей и Японией и вырезал там все население, – потенциально очень сильное начало для игры с открытым миром и самураем-одиночкой, который выжил и мстит захватчикам.

Но играми, в общем-то, мода на Японию не ограничивается. Netflix внезапно выпустил лайв-экшн по Death Note и сериал по Castlevania, американизированное аниме Neo Yokio и собирается вложить деньги в еще вагон аниме и экранизацией аниме. Фильм по мотивам Ghost in the Shell, пусть и пустоватый, тоже очень хорошо подстегнул интерес к оригиналу.

Благодаря интересу к японщине стали значительно лучше продаваться нишевые игры, вроде той же Persona 5. Пятая часть ничуть не лучше предыдущих, просто сработала синергия с другими успешными релизами. Кодзи Игараси собрал $5.5 млн. на правильную Castlevania. Nier: Automata спасла студию Platinum Games.

Наконец, сиквел Ni no Kuni вполне может сделать жанр JRPG снова великим.

Что же стало переломным моментом? Я думаю, что это была опять презентация Sony на E3, только другая, 2015 года. Тогда центральными анонсами стали римейк Final Fantasy VII и Shenmue III. И пусть к римейку можно относиться настороженно, и пусть неясно, что Ю Судзуки сможет сделать на собранные деньги, в тот момент весь зал буквально дрожал от восторга (моя рожа в этот момент даже попала на камеру официальной трансляции). Людям показали буквально ничего, но даже туманные обещания вернуться к золотой эре японских видеоигр сработали невероятно эффективно.

А раз это работает, то этим будут пользоваться и дальше. И даже реально делать крутые игры.

Так что пора снова учить японский, да.

27 Responses
  • driverrm
    03.11.2017

    Но ведь тебя показали не во время Shenmue 3, а во время каких-то инди.

    • Konstantin Govorun
      03.11.2017

      Я уже не помню, там было несколько моментов. вроде )

  • Level5
    03.11.2017

    Не согласен с “Благодаря интересу к японщине стали значительно лучше продаваться нишевые игры, вроде той же Persona 5. Пятая часть ничуть не лучше предыдущих, просто сработала синергия с другими успешными релизами.” Не в том, что 5ая часть не лучше предыдущих (она в чем-то лучше, в чем-то хуже), а в том, что “синергия”. Atlus (как разработчик) в моих глазах выглядит этаким трудягой, который всегда делает хорошую работу, и на которого наконец обратили внимание. Поэтому увеличение продаж их игр – в первую очередь позитивные и громкие отзывы от тех, кто играл в предыдущие игры (а во вторую в том, что они вложились в маркетинг – анимэ по Персоне и т.д..

    • Konstantin Govorun
      03.11.2017

      Все правильно – наконец, обратили внимание.

      А почему? Потому что вдруг самые разные люди, которые уже забыли о японщине, вдруг стали вспоминать, как классно было в детстве, и смотреть, че щас выходит.

      • Level5
        03.11.2017

        Нет. Сила word of mounth 4ой Персоны и Persona 4 Golden как must have игра для Виты (и одна из самых высоко оцененных на ней же) + успех Catherine. В общем, именно P5 продалась бы как надо без синергии и напоминаний. Твой пример лучше с Yakuza Zero бы работал.

        • Konstantin Govorun
          03.11.2017

          С Yakuza Zero та же история, верно.

          Вообще тут еще можно сказать, что чуваки годами долбили стену, долбили и продолбили.

  • Da Vinci
    03.11.2017

    пошел и купил Саll of Duty
    впервые в жизни…
    на винте Yakuza и Persona 5 так и не закончены
    что со мной,доктор?

    • Level5
      03.11.2017

      Тянет в что-то более динамичное и тупое) У меня Danganronpa новая где-то на середине, не допройдена – я Ассасина нового купил, чтоб знаки вопроса на карте все закрыть)

    • realavt
      03.11.2017

      Я тоже на днях MW3 купил для третьей соньки. Чето вдруг нахлынуло, разгромленный Нью-Йорк в демке заинтриговал, что ли…

    • Rekombo
      05.11.2017

      У японцев принято делать длинные игры с кучей филлеров, мол без этого игры не отрабатывают свою стоимость. В итоге проще пройти Call of Duty, где нет провисаний на 10++ часов.

  • BattersStoch
    03.11.2017

    А я фейспалмы делал от эпизода с неловким выпрашиванием Ю. Судзуки денег. “Тсс, не хотите в золотую эру японских видеоигр вернуться? Дайте денежек только, ну пожалуйста”

    • realavt
      03.11.2017

      Ну там скорее вопрос был в том, не хотят ли игроки наконец узнать окончание истории.

  • Sergey Krylov
    03.11.2017

    Чёт не очень логику понимаю. У меня никогда не было большой тяги к японщине и я честно не понимаю этой радости. Какая нафиг разница где сделано? Главное, чтобы игра хорошая была.
    Слишком сильно эта тема преувеличена.

    • Konstantin Govorun
      03.11.2017

      В идеале игры должны быть разнообразными. Мне всегда нравилась и западная школа тоже, не вопрос. И даже у российских игр было собственное лицо (все вот эти стратегии про вторую мировую и не только). Поэтому грустно, когда какая-то геймдизайнерская школа или тема исчезают, и приятно, когда они возвращаются.

      Ну и лично меня еще Япония прет, тут тоже не вопрос.

  • Sergey
    03.11.2017

    Высосанный из пальца, мнимый тренд. На самом деле – просто совпадение, которое не повторится, например, уже в следующем году.
    Марио и Зельда, возможно, и хорошие игры, но точно не на тот хайп который вокруг них раздувают сектанты. Который, вдобавок, усиливается эффектом, когда ругать что-то, в данном случае Мельду, просто не принято, иначе ты мудак и что вообще охуел?
    Персона норм, но дропнул на середине, так-как нудота с кошмарными затянутыми диалогами.
    Нир просто нормальный экшен, весь хайп вокруг которого держится на трусах героини и Таро-алкаше. Прошел с удовольствием, но глупо отрицать, что он очень средний по всем параметрам.
    Якудзу 0 тоже бросил, серия которая живет в каком-то своем хуевом конвейерном мирке. Люди называют конвейером Ассасина и Калду? Серьезно? А стоницот частей происходящих в одной локации с одними и теми же героями и механиками вообще, не развивающуюся технически лет десять не хотите?
    Короче, нет тут тренда, а япы как отстали от всего остального мира, так и плетутся в хвосте, выезжая только на том, что сектанты Нинтендо и мертвых JRPG еще не все вымерли от ожирения и спермотоксикоза.
    Мощнейший задел на возрождение, на мой взгляд, давала только сега, с действительно отличными Байнари Домейн и Вангвишом, но та же упомянутая выше аудитория, не поддержала почин баксом, проголосовав за очередные говорящие трусы и Мельду.

    • Konstantin Govorun
      03.11.2017

      Да, вот Valkyria Chronicles, Binary Domain, Vanquish, Bayonetta – это была бомбическая линейка в свое время. Но как-то вот как-то не зашло. То ли маркетинг не тот, то ли время было не то.

      • Sergey
        03.11.2017

        Сега сама виновата, что не дала этим играм второй шанс с сиквелами. Вышло ” на зло маме уши отморожу”: не покупаете Байнари – хуй вам, а не сиквел. А то, что из этого можно было и нужно было растить большие франчайзы, которые бы принесли денег в перспективе – это для сеги слишком сложно и дорого.

        • realavt
          03.11.2017

          Игры, в которых нужно стрелять по роботам или рубить их, обречены на отсутствие сиквелов 🙂 Посмотрим, сможет ли Автомата своей голой жопкой преодолеть это проклятие – но в любом случае, её рецепт остальным вряд ли пригодится…

      • realavt
        03.11.2017

        Недавно таки прошел этот самый Vanquish – и внезапно оказалось, что с моей точки зрения игра довольно так себе, скорее с уклоном в минус (хотя забавные моменты были). И вроде бы нечем по факту оспорить похвалы в её адрес, но на финальных титрах стало ясно, что делать в моей коллекции ей больше совершенно нечего, ибо игра субъективно умудрилась провалиться по слишком большому количеству пунктов, что не снилось даже объективно плохим шутерам, которые таки остались на память. Тут же память скорее осталась негативная – но я достаточно большое внимание уделяю сюжету, что обычно не принято у других любителей шутеров, а сюжет к финалу сливается совершенно (ну хоть детально показанное самоубийство местной Хиллари Клинтон, добравшейся до президентского кресла, слегка сглаживает впечатление от идиотского клиффхангера)…

    • Sergey Krylov
      03.11.2017

      Из той же оперы бесконечные Династи Уорриорз.

  • alexkarco
    03.11.2017

    Просто японцы в этом году все патроны отстреляли, в том числе, выпустив два долгостроя: зельда и персона. В следующем году будет засуха. И они выезжают отнюдь не на ААА как было в эпоху пс2, а на играх среднебюджетных, что правильно.
    То, что Ni no kuni чего-то там двинет вперед в JRPG – это лол. Сейчас только одна серия в JRPG пытается развиваться – ксеноблейд (да и то после прорывного X вторая часть выглядит шагом назад, а не логичным развитием идей). Даже великая, по-моему, персона 5 – это доведение до идеала 4 части, т.е игры с пс2, а не развитие жанра.
    Ну и относительно Цусимы – к играм про японию от неяпонцев я отношусь скептически, даже, если японцы будут что-то советовать.

  • catgundam
    03.11.2017

    Такое уже было несколько раз относительно недавно, следствие того что у японцев меньше объемы, поэтому они первые ловят общемировые проблемы – и первые меняют ориентацию в новом мире
    >да и команда Tekken работала нормально
    Хорошая шутка

  • AleksandrKrykov
    03.11.2017

    Что за дичь. Всем известно, что Mario и Zelda никому не интересны. Это не Япония в моде, а чемоданы.

    • Valery Danilko
      17.11.2017

      ну конечно же, везде чемоданы, всем чемоданы
      ясненько

  • Андрей Баранов
    03.11.2017

    Да нет же. Японцы сами во всём виноваты. На 7м поколении у них просто всё их игровое производство упало, стали делать медленно и криво, а такое никого кроме фанатов не интересует. Где на 7м поколении хорошие JRPG? Когда-то в топе был FFXIII, его ждали, ждали, но сквары упустили момент, игра вышла сильно позже чем надо, и ожиданий не оправдала. С тех пор так и повелось, что все большие и значимые проекты на домашние консоли от японцев это долгострои. Последние 2 Зельды делались по 5 лет, и да, новая Зельда продаст много гибридных консолек, но следующая Зельда возможно выйдет, когда эта самая консоль помрёт. А кто реально помог японскому игропрому, дак это серия Souls, когда нишевый и недорогой проект выстрелил, и напомнил какие классные и непохожие на всё что было на западе могут быть японские игры. Хорошие проекты появляться конечно будут (не важно какой будет Shenmue III, всё равно поиграю, ну и Кодзиму будем судить по факту качества продукта, но это точно ещё не скоро), но не так много, и без вкладывания больших бабок ничто не Make Japan Great Again.

  • Рутра Заморосский
    04.11.2017

    Это же идеальное время работать в нинтенде, что ж ты ушел-то, Врен?

  • Rekombo
    05.11.2017

    В большинстве своем Японцы в этом году выехали на ностальгии, все нынешние “успехи” так или иначе придатки прошлых хитов.

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *