Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Зачем нужен сюжет в играх

О сюжете в играх часто спорят, делают это агрессивно и редко слышат собеседника. Например, на днях я услышал, что сюжет в играх всегда плох и иначе быть не может, и что вообще не можете себе представить людей, кому он важен.

В ответ я в очередной раз провел опрос, результаты которого не меняются годами, еще с 2005, кажется.

Суть в том, что почти половина игроков считает, что сюжет в играх – это самое главное. Важнее, чем собственно игра.

И если они так считают и готовы за это платить деньги, то сюжет все же важен и сюжет все же может быть хорошим (иначе бы эти люди давно перестали платить деньги).

При этом я лично знаю людей, которые просто пропускают кат-сцены, если они длятся дольше пары минут. И есть компания Nintendo, например, которая десятилетиями делает игры про чистый геймплей (и, кстати, The Legend of Zelda: Breath of the Wild – это тоже игра про чистый геймплей) и успешно их продает. То есть, так тоже можно.

Есть люди, которые считают, что кат-сцены – это прошлый век, что сюжет должен излагаться прямо через игровой процесс или хотя бы ему не противоречить. А есть люди, которые в восьмидесятые мечтали о мультике в конце “Ну, погоди”, а потом с упоением играла в Final Fantasy или Metal Gear Solid или Ace Combat, в которых сюжетные ролики – это награда за прохождение уровня. Почему Айрис нельзя просто взять и оживить с помощью phoenix down? Людонарративный диссонанс? Не слышали.

А есть те, кто форсит термин “иммерсивный симулятор” и считают, что сюжет – это разглядывание бумажек на столах и надписей на стенах.

Есть люди, которые считают, что сценарии игр всегда уступают сценариям кино или литературе. При этом они их оценивают отдельно от игры, не учитывая эмоциональную связь между игроком и персонажами или возможность сделать осознанный сюжетный выбор. А еще есть люди, которые оценивают сценарии игр, намеренно завышая планку и не прощая играм то, что прощается кино и литературе аналогичных жанров. А есть те, кто книжки читать не любит и считает, что во множестве игр сюжет по-настоящему велик и способен воспитать из ребенка нормального человека.

Есть люди, которые ненавидят в играх любые намеки на актуальные события или реальные проблемы, предпочитая тихие уютные выдуманные миры. И не любят, когда им открывают глаза на подтекст игр. В Valkyria Revolution изображены Турция, Грузия, Молдавия, Россия и Крым? ВЫ ВСЕ ВРЕТЕ, ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ. И есть то, кто требует в этих тихих уютных выдуманных мирах обязательно отразить тему борьбы за толерантность. Где в “Ведьмаке” темнокожие персонажи?

Есть люди, которые оценивают сюжет сердцем (эмоциональные сцены, невероятные фантдопущения, яркие образы), а есть те, которые оценивают головой (хитроумные интриги, тонкие отсылки, реалистичные повороты сюжета).

А еще есть игровая индустрия, в которой бытует мнение, что сценарист – это вообще самый последний человек в команде разработки, тупой литературный раб на полставки. То есть, сначала кто-то описывает общую канву сюжета, потом делается игра (в это время сценарист вообще не нужен), а в самом конце сценарист подгоняет сюжет под уже готовую игру. Но есть и другое мнение – например, о том, что успех Angry Birds обусловлен в первую очередь сюжетом (не текстом, а общим месседжем – ЗЛЫЕ птицы, которые спасают ЯЙЦА от СВИНЕЙ, да еще и ЗЕЛЕНЫХ, и этот месседж – это и есть в данном случае сюжет, без которого игра была бы просто еще одной головоломкой про физику).

Я спросил в твиттере же, в каких играх сюжет действительно хорош. Многие называли Metal Gear Solid. Но все прекрасно знают, что тот же MGS критикуется за сюжетные дыры, ошибки в логике и многое, многое другое. И что с этим делать? Многие назвали Spec Ops: The Line и Binary Domain, и мне очень приятно, потому что я эти игры форсил в России, но проекты-то в итоге не зашли. Про Heavy Rain вы и так все знаете. Кто-то вспоминает Silent Hill, а кто-то радуется, что Silent Hill перестали называть эталоном сюжета в играх. Есть, конечно, игры, по которым существует консенсус, вроде The Last of Us и GTA V, но и не так много.

А еще забавен опыт сайта “Канобу”, который к каждому релизу игры или кино делает материал “X вопросов к сюжету Y” и без труда находит логические ошибки в абсолютно любой истории.

В итоге получается, что оценка сюжета в игре – это самое субъективное, что только можно придумать. Потому что качество геймплея более-менее все оценивают похоже (не одинаково и, упаси боже, не “объективно”, но критерии у разных людей близки), а вот историю – абсолютно по-разному, не угадаешь. Кстати, поэтому, например, у Final Fantasy XV такие радикально разные оценки, от полного неприятия до яростной любви. Или у Destiny. И все по-своему правы. Кроме тех, конечно, кто считает, что сюжет в играх – это всегда говно, и незачем в его сортах разбираться.