Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Зачем нужны эксклюзивы

В твиттере меня попросили написать пост о том, что “эксклюзивы – это рак игровой индустрии”. На самом деле, эксклюзивы – это двигатель прогресса в игровой индустрии. Рак – это, скорее, то, что платформодержатели в наши дни выпускают мало эксклюзивов – только необходимый минимум.

В эпоху PS one/PS2 эксклюзивов было довольно много, потому что портирование с одной платформы на другую было делом непростым, и проще было выпустить игру на чем-то одном (и, скорее всего, это была бы доминирующая платформа – от Сони), а потом взяться за следующую игру. Но в наше время движки унифицированы, железо похожее, поэтому у независимых издательств нет никаких причин выпускать игры не на всем сразу (PS4, Xbox One, PC). Просто потому, что стоимость портирования минимальна и точно окупится даже небольшими продажами. Кроме того, нет очевидного доминирования одной платформы.

Остались только эксклюзивы, которые делаются либо платформодержателями целиком, либо частично за их счет.

И у этих эксклюзивов есть одно принципиальное отличие от мультиплатформенных игр. Им необязательно окупаться за счет продаж копий, у них могут быть и другие задачи – либо напрямую продавать консоль, либо улучшать ее имидж в глазах потребителей/медиа (и тоже в конечном итоге продавать консоль). То есть, это уже не столько игра, сколько реклама консоли, и расходы на ее производство можно списать на рекламные расходы консоли.

Поэтому, например, глупо ныть о том, что Bayonetta 2 “плохо продалась”. Nintendo осознанно профинансировала проект, понимая, что продажи будут в разы ниже, чем у Bayonetta. Просто Nintendo это было нужно для продвижения Wii U. Более того – только Nintendo и это и было нужно, больше никто другой деньги бы не дал. А Microsoft из тех же соображений в свое время финансировала Blue Dragon, Alan Wake и Lost Odyssey, а сейчас дает деньги на Scalebound и Quantum Break.

Типичные имиджевые проекты – это и игры Дэвида Кейджа. Сколько всего разная пресса писала о Heavy Rain? Сколько людей купило консоль ради Heavy Rain? Heavy Rain – это одновременно и игра нового типа, и демонстрация графических технологий. Да, игра еще и принесла деньги, но могла и не принести, и это тоже было бы нормально.

Платформодержатель может себе позволить рисковать и выпускать LittleBigPlanet, The Order 1886 (графонистую и чисто сингловую игру), Bloodborne просто потому, что LittleBigPlanet поможет продавать игру детям, The Order 1886 – графодрочерам, а Bloodborne – задротам. Причем все эти люди, возможно, в итоге даже и не купят эти игры (а купят какие-то другие), но сам факт их существования – это примерно как бенчмарк, на который все ориентируются. Доказательство крутости консоли. Я вот не играю в Gran Turismo, но я знаю, что там каждую машинку дизайнят по полгода, что это крутейшие гонки, что они есть на PlayStation, и поэтому PlayStation я посоветую любому, кто любит гонки на серьезных щах (ну, правда, не сейчас, потому что на PS4 пока игры нет, но явно будет).

Кстати, Sega провалилась так дико в последние годы в том числе и потому, что по привычке поступала как платформодержатель, – выпускала имиджевые игры, которые могли бы продать консоль. Но консоли-то своей не было, поэтому в итоге коммерчески все эти Bayonetta, Vanquish, Alien: Isolation и провалились.

Поэтому геймерам эксклюзивы выгодны, потому что среди них часто бывают действительно прорывные вещи, новые IP, и в конечном итоге они двигают индустрию вперед (у той же Souls-серии уже есть подражатели).

Проблема только в том, что в наши дни платфомодержатели экономят на эксклюзивах и выпускают только необходимый минимум игр, достаточный, чтобы их консоль отличалась от консоли конкурента. Вместо этого они начинают ныть в духе “а только на нашей консоли в первый же день будет доступно DLC к Call of Duty”. Вот это меня выбешивает, потому что это не дает мне как геймеру ровным счетом ничего. Да, это тоже маркетинговый ход – подсосаться к популярному продукту партнера (Call of Duty, FIFA, Destiny), и он, наверное, работает (геймеры при прочих равных купят ту платформу, где у их любимой игры будет какой-то бонус), но индустрию он уже никуда не двигает. И вот эти эксклюзивные DLC – это и есть рак игровой индустрии.

Согласны со мной или думаете иначе?

Ну и расскажите в комментариях о том, какие эксклюзивы вас мотивируют покупать консоли (ну или ПК).