Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Как дорасти до “Трансформеров”

Не неделе мельком прочитал донкихотский текст об ущербности “Трансформеров” – дескать, их зрители совершенно не понимают, что это ненастоящее, плохое кино про боевых роботов.

Действительно.

Это плохое кино в узком, старомодном смысле этого слова, из эпохи до Ютуба.

Это плохое кино про боевых роботов (правда, чисто технически это едва ли не единственное кино про боевых роботов, а не мехов или служебных ботов; но неважно, детали).

Считать “Трансформеров” хорошим кино может только человек, у которого нет головы. Не любить “Трансформеров” может только человек, убивший в себе ребенка. Не чувствовать дух времени в “Трансформерах” может только человек, который живет в танке.

Why so serious, дорогие зрители? В наше время в любом голливудском блокбастере идиотский сюжет и неправдоподобные персонажи, они все страдают от отсутствия свободы слова и низкого возрастного рейтинга. Разница в том, что “Трансформеры” осознают масштабы этого бардака и ведут себя в соответствии с ними, не притворяясь чем-то большим. Этот тот самый пелевинский клоун у *********, который не хочет быть ********* у клоунов.

Как раз перед новыми “Трансформерами” я запоем посмотрел первые два сезона “Твин Пикса”. Удивительным образом эти два опыта пересеклись. Как сериал Линча масштабно цитировал каноны всех жанров сериалов и посмеивался над ними, так и “Трансформеры” в один голос стебутся над всем современным развлекательным кино от “Звездных войн” и “Дня независимости” до “Кода до Винчи” и Stranger Things, не делая исключение и для первых частей “Трансформеров” и тех самых “хороших” фильмов про роботов. Это шоу, скетч, пародия, только невероятно дорогая. И в результате даже здешний короткий эпизод про короля Артура получается интереснее, чем весь фильм Гая Ричи.

Конечно, если в фильме искать развитие персонажей, кульминацию и вот это все, то “Трансформеры” смотреть абсолютно бесполезно. В фильме нет последовательности, нет логики, в фильме даже нет настоящей финальной битвы и настоящего финала (как, в общем, не было его и в “Твин Пиксе”). Попробуйте, например, разобраться в экшн-сценах и понять, почему в одной из них побеждают автоботы, а в другой – десептиконы? Пожалуй, только поход Валли/R2D2 к большой пушке из Halo – хоть сколько-нибудь осмысленное действие (“проблема – план – реализация – победа”) в бою. “Трансформеры” (особенно последние) – это набор отдельных сцен, гэгов, которые складываются в единую картинку, но не так, как мог бы ожидать средний зритель. Это Дружко-шоу (первый выпуск), а не фильм “Сфера”.

Собственно, средний зритель, выходя с одного сеанса со мной, говорил другу: “ну и бред”.

Штука в том, что слово “бред” в русском языке, как правило, означает “мне не хватило мозгов понять, что это было”. Или “мне не хватило знаний считать все цитаты”. В этом смысле аниме Neon Genesis Evangelion или игра Metal Gear Solid – это тоже бред.

К слову, старые мультфильмы о “Трансформерах” не были бредом. Они были простыми. Они были на серьезных щах. Они допускали наивный просмотр. Зритель видел завязку конфликта и его разрешение. Он видел развитие персонажей и видел мораль. Он мог различить добро и зло, свои и чужих. В наше время так снимают, например, полнометражки по “Стар Треку” – простые, понятные, зрелищные и обычные.

Ничто, собственно, не мешало снимать так же и “Трансформеров”. Самый первый фильм тоже был довольно прост, но даже он цеплял не примитивным противостоянием плохих и хороших роботов, не спецэффектами и экшном, а реализацией фантазий зрителей.

Например, эротических фантазий.

Первые “Трансформеры” громко заявили: гики – замкнутые парни, которые умеют думать головой и разбираются в технике, – получают лучших девушек (что, в общем, правда – см. спрос на программистов на сайтах знакомств). Они показали, что в треугольнике “парень – машина – девушка” нет лишнего звена. Когда аудитория повзрослела, “Трансформеры” переключились на более острую фантазию “отец и дочка”. Последний фильм опасно играет с настоящим подростковым эротизмом (Изабелле всего 14, но с ней может соперничать разве что героиня Хлоя Морец из “Пятой волны”), притворяясь, что на самом деле посвящен фетишу “учительница” (тоже, в общем, не последнему по популярности). Даже за рамки возрастного рейтинга 12+ выходить не пришлось – и так работает.

Или других фантазий.

Инопланетяне могут прилететь и приземлиться на лужайке за домом. Вы можете сидеть на печи 33 года, а потом сделать что-то великое и прославиться на весь мир. Власти скрывают правду, но вам-то ее раскроют. Можно сесть на музейный линкор “Миссури” и жахнуть главным калибром по пришельцам – ой, сорри, это из другого фильма.

Фантазии калейдоскопичны. Фантазии похожи на сны. В них нет логики. Они перескакивают с одно на другое. Вот вы, например, прикуриваете сигарету от динозавра, а вот штурмуете вместе с гигантским боевым роботом последний оплот Гитлера (возможно, на обратной стороне Луны).

И это прекрасно.

Есть и еще одна фантазия (в общем-то, типичная скорее для феминистичных японцев, но и на Западе в последние годы популярная) – о сильном партнере, который возьмет на ручки и даст в борщ любому обидчику. Как Кинг Конг и блондинка, но для для коллективной человеческой блондинки М+Ж. Собственно, отряд по борьбе с трансформерами – это и есть те самые вертолеты, которые расстреливали обезьяну на вершине небоскреба. Типичное аниме об этом – Fate/stay Night, типичная игра – Xenosaga.

Кто из вас, держа за руку подругу/друга, откажется от еще и KOS-MOS рядом?

Трансформеры – это как третий пол, в который выносятся все те качества, которые никак не могут поделить первые два.

Специально ради тех, кто не догоняет, в “Последнем рыцаре” Изабелла открытым текстом называет робота своим парнем.

Трансформеры – это Дед Мороз, Карлсон и снежный человек для взрослых, которые не хотят убивать в себе ребенка. Которые не хотят становиться скучными и старыми.

В последних “Трансформерах” есть даже персонаж, олицетворяющий рано постаревших, донкихотствующих критиков, – ученый-логик, который терпеть не может всю эту фантастику, мистику и прочую мумбу-юмбу и полагается исключительно на науку (и ядерную бомбу). Вот только – спойлер – он не то что помочь, но даже навредить толком не может. Он бесполезен. Он может только кричать на облака.

Вы можете сказать, что реализация фантазий – это плохо. Да, “Трансформеры” – это guilty pleasure. Немного неловко признаваться в том, что нравится их смотреть.

Вы можете сказать, что “Трансформеры” смеются над современным кино, но не предлагают взамен ничего – ни единого, самого завалящего альтернативного смысла (они умудряются показывать ********* фигу от Фиделя с Кубы, но на фигах долго не протянешь).

Ну и что? Why so serious?

Здесь-то вас и ловят.

Здесь-то вас и заставляют смотреть унылое говно, формально похожее на настоящее кино, вроде последних “Звездных войн” или “Бэтмена против супермена”.

Но в современном мире, в мире победившего ютуба, в мире Ивангая и Дружко уже нечего и некого стесняться. В том числе и веселого говна.

Если вы, конечно, не старый.

Так что будьте молодыми, будьте смелыми, расслабьтесь и получайте удовольствие.

P.S.
У вас просто другие фантазии? Можно обратить внимание на “Сумерки”, “Притяжение”, “Голодные игры” и “Черную молнию”, но это уже совсем другая история.