Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему Altered Carbon – это важно

Posted on 9

Сериал Altered Carbon (“Видоизмененный углерод”) – это научно-фантастический сериал в эстетике киберпанка, который вышел пару недель назад на “Нетфликсе”. Это не лучший сериал года, к нему есть вопросы – прежде всего по сумбурному сюжету и логике персонажей во второй половине сезона. Но Altered Carbon важен самим фактом своего существования.

Брат-близнец Altered Carbon – сериал The Expanse.

Оба сняты по мотивам литературного первоисточника средней известности – то есть, длинных коммерчески успешных циклов, с наградами, но все же не уровня “Игры престолов”, “Властелина колец” или “Гипериона”. Хорошая, добротная фантастика, которой на рынке немало.

Оба сняты с максимальным уважением к духу книги и, по возможности, к букве книги. На серьезных щах. Если космоопера, то с невесомостью, инерцией, скафандрами, межпланетной экономикой, политикой, интригами. Если киберпанк, то с нуарными мужиками, нуарными женщинами, high tech/low life, дистопией, властью корпораций, хакерами. Не сказка, не прямолинейный боевик, не овечка-морализатор в шкуре киберволка. Не “Стар Трек”, не “Звездные войны”, не “Матрица”. Не обезжиренный голливудский “Призрак в доспехах”.

Поэтому в The Expanse так много внимания, например, уделяют эволюции языка и собственной культуры у жителей пояса астероидов (хотя могли бы свести всю их борьбу к “борьбе за права и свободы”), а в Altered Carbon подробно объясняют, в чем проблема – возвращать к жизни верующих католиков, и вводят такую изящную сущность как AI-отель, который уже пятьдесят лет назад как вышел из моды и никому не нужен.

Altered Carbon – это просто энциклопедия киберпанка, экскурсия по миру киберпанка от самых низов до самых верхов. То, что главный герой – это одновременно японец (у классиков, вроде Гибсона, мир киберпанка вообще строился на базе Японии с корпорациями-дзайбацу) и высокий грустный мужчина в духе персонажей Филипа Дика – это прямо двойной удар в сердце фаната. Кастинг актеров и актрис просто великолепен. Все научно-фантастические допущения и все научно-фантастические извращения – выше всяких похвал.

И тут внезапно возникает вопрос: а почему раньше нельзя было снимать так же и то же?

Есть стойкое убеждение, что серьезная научная фантастика не продается, что ее фанаты не сделают кассу, – поэтому, кстати, даже игр таких не так уж много. Поэтому можно снимать “Звездные войны”, “Властелина колец”, можно снимать даже сериалы по “Шаннаре” и “Правилам волшебника”. Можно снимать комедии в духе “Назад в будущее”. Можно снимать даже серьезные фильмы о контакте, вроде “Прибытия”. Но нельзя снимать задротские фильмы с большим количеством деталей и сущностей, которые могут быть непонятными и ненужными массовому зрителю.

А оказалось, что можно взять совершенное среднюю, обычную книгу, дословно перенести на экран, и все будет хорошо. Уж точно лучше, чем очередные сказки, вроде “Восхождения Юпитер” или “Валериана”.

Хватит уже сказок!

9 Responses
  • cr.vlad
    16.02.2018

    Это действительно снято по хорошей литературе последних лет? Потому что обычно кинофантастика отстает от литературной лет на 20, поэтому сейчас снимают Игре престолов, хиту девяностых. Экспансив в этом плане казался приятным исключением.

    Отличия в поколениях книг – это как отличие между Конаном-варваром и Азимовым.

    • Павел Чистяков
      16.02.2018

      Углерод снят по книгам начала двухтысячных, если память не изменяет.

    • Firepocket
      16.02.2018

      2002-2005 – годы публикации трилогии о Коваче. Altered Carbon – первая книга.

  • Firepocket
    16.02.2018

    *режим зануды*Только он не совсем японец. Он потомок японцев и сербов/чехов/хорватов, колонизировавших Харлан.

    Мне пока не очень нравится, как это всё поставлено, не нравится кастинг (кроме Пьюрфоя – он монументален), не нравится, как и о чём они говорят, разжёвывая словами для зрителя то, что можно было подать деталями окружения.
    Но я ещё не досмотрел, пока без вердикта.

    *опять режим зануды* Вот не надо, “Валериан” в первоисточнике весьма социально-ориентирован и актуален даже сегодня. Другое дело, что для фильма про картинку собрали материал по поверхности и с визуальной части (но смотрится-то всё равно красиво).

  • Rekombo
    16.02.2018

    Самое главное это Cyberpunk 2077. Если хайп будет достаточно большой, то возможно всякие японцы опять начнут клипать киберпанк как после Blade Runner, что дало нам Akira и GitS. Хотя последний сюжетно больше вдохновлен Нейроманцером, но дизайн BRовский. А сериалы не на что не влияют, как показал третий сезон Твин Пикса, после которого вряд ли будет волна новых Deadly Premonition, Persona 4, Silent Hill.

  • Thainen
    16.02.2018

    По-моему, Нетфликс со своими сериалами делает для кино то же, что Ninja Theory с Hellblade для игр — возрождает АА-сегмент, не требующий делать гигантских деньговложений и, соответственно, не нуждающийся в том, чтобы собрать максимум денег со всех. Произведения, которые могут позволить себе быть нишевыми, а не усреднёнными быдлоблокбастерами. И это действительно круто.

    • Konstantin Govorun
      17.02.2018

      Я бы сказал, что все совсем наоборот, нетфликс приносит большие деньги в производство сериалов уровня голливудского кино. Ведь научную фантастику нельзя делать за копейки в павильонах.

      Другое дело, что здесь иначе считается окупаемость, и можно за счет гиков со всего мира отбить производство.

  • canopen
    17.02.2018

    А какой же сериал в таком случае лучший?

  • Lev Ogloblin
    17.02.2018

    Altered carbon сложно считать средней серией – 3 экземпляра и очень крутая награда имени Филиппа Дика, таких киберпанк – книжек, свободных для экранизации, сейчас не очень много, но общий посыл верен.
    Читаю 1-ю книгу, которую и экранизировали, даже по 17% понятно(0.99 вероятность), что сестра тут не при чём, и 7-10 серии – это в большей мере отсебятина сценаристов. Netflix очень точно адаптировали дух книги в сериал а где надо сами придумали и углубили его, не в пример Ghost in the shell, сценарий которого тупо собрали конструктором из 2 фильмов и 1 финта, а проработанность мира стыбрили у Blade runner. Картинка потрясающая, диалоги выше среднего, правда читать это интереснее, чем смотреть, экшен более или менее, смотреть интереснее, чем читать.
    С продолжением непонятно, ибо 2-я книга превращается в военный трешачок(по описанию), а сам автора подзабил на Ковача до выхода сериала, Netflix по его словам вдохнул в серию жизнь. Однако столько денег потратили на производство и маркетинг, что даже по нетфликсовским ожиданием он окупится, и нас ждёт 2-й сезон.
    А автор – Ричард Морган, написал Syndicate и Crysis 2.

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *