Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему Altered Carbon – это важно

By Posted on 9

Сериал Altered Carbon (“Видоизмененный углерод”) – это научно-фантастический сериал в эстетике киберпанка, который вышел пару недель назад на “Нетфликсе”. Это не лучший сериал года, к нему есть вопросы – прежде всего по сумбурному сюжету и логике персонажей во второй половине сезона. Но Altered Carbon важен самим фактом своего существования.

Брат-близнец Altered Carbon – сериал The Expanse.

Оба сняты по мотивам литературного первоисточника средней известности – то есть, длинных коммерчески успешных циклов, с наградами, но все же не уровня “Игры престолов”, “Властелина колец” или “Гипериона”. Хорошая, добротная фантастика, которой на рынке немало.

Оба сняты с максимальным уважением к духу книги и, по возможности, к букве книги. На серьезных щах. Если космоопера, то с невесомостью, инерцией, скафандрами, межпланетной экономикой, политикой, интригами. Если киберпанк, то с нуарными мужиками, нуарными женщинами, high tech/low life, дистопией, властью корпораций, хакерами. Не сказка, не прямолинейный боевик, не овечка-морализатор в шкуре киберволка. Не “Стар Трек”, не “Звездные войны”, не “Матрица”. Не обезжиренный голливудский “Призрак в доспехах”.

Поэтому в The Expanse так много внимания, например, уделяют эволюции языка и собственной культуры у жителей пояса астероидов (хотя могли бы свести всю их борьбу к “борьбе за права и свободы”), а в Altered Carbon подробно объясняют, в чем проблема – возвращать к жизни верующих католиков, и вводят такую изящную сущность как AI-отель, который уже пятьдесят лет назад как вышел из моды и никому не нужен.

Altered Carbon – это просто энциклопедия киберпанка, экскурсия по миру киберпанка от самых низов до самых верхов. То, что главный герой – это одновременно японец (у классиков, вроде Гибсона, мир киберпанка вообще строился на базе Японии с корпорациями-дзайбацу) и высокий грустный мужчина в духе персонажей Филипа Дика – это прямо двойной удар в сердце фаната. Кастинг актеров и актрис просто великолепен. Все научно-фантастические допущения и все научно-фантастические извращения – выше всяких похвал.

И тут внезапно возникает вопрос: а почему раньше нельзя было снимать так же и то же?

Есть стойкое убеждение, что серьезная научная фантастика не продается, что ее фанаты не сделают кассу, – поэтому, кстати, даже игр таких не так уж много. Поэтому можно снимать “Звездные войны”, “Властелина колец”, можно снимать даже сериалы по “Шаннаре” и “Правилам волшебника”. Можно снимать комедии в духе “Назад в будущее”. Можно снимать даже серьезные фильмы о контакте, вроде “Прибытия”. Но нельзя снимать задротские фильмы с большим количеством деталей и сущностей, которые могут быть непонятными и ненужными массовому зрителю.

А оказалось, что можно взять совершенное среднюю, обычную книгу, дословно перенести на экран, и все будет хорошо. Уж точно лучше, чем очередные сказки, вроде “Восхождения Юпитер” или “Валериана”.

Хватит уже сказок!