Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему вас бесят новые “Звездные войны”?

В твиттере сражаются те, кому восьмой эпизод невероятно нравится, и те, кого он ужасно раздражает. На самом деле, правы и те, и другие. Откуда все эти эмоции? Да просто новые “Звездные войны” действительно получились отличными и обижают ровно тех, кого и должны были покоробить.

Сразу задам мою личную систему координат, чтобы не было вопросов.

“Звездные войны” – это сказка, фэнтези, а не фантастика. В них не работает наука, только магия или религия. Сверхсветовые двигатели, бластеры, бомбардировщики, роботы – это все от начала и до конца магия. Поэтому любые научные претензии тут бессмысленны. Если вам рассказывают о детекторе сверхсветовых прыжков, воспринимайте это как зеркало Галадриэль, а не прибор.
Естественно, логика в “Звездных войнах” тоже должна быть, но это логика поступков, логика мотивации. Но вопросы в духе “а почему нельзя было на автопилоте отправить корабль на таран” или “почему топливо нельзя было перегрузить туда-то” задавать не надо. Это так не работает.

Если же говорить о конкретных эпизодах, то худший – седьмой, за ним – первый. Дальше все уже в целом хорошо, а самый крутой – наверное, пятый. Но это уже вкусовщина.

Почему мне не понравился седьмой? Потому что это просто переснятый четвертый, но с новыми неприятными персонажами. Из-за того, что это переснятый четвертый, меня ничего в сюжете не удивляло. А неприятные персонажи просто мешали смотреть. Наверное, это было можно воспринимать просто как зрелищный римейк и наслаждаться спецэффектами, но мне так неинтересно. Проще уж пересмотреть четвертый.

Так что на восьмой эпизод я не слишком надеялся, а когда услышал, что там переделали сюжет пятого и шестого эпизодов сразу, заранее шел на фильм с уверенностью, что он отвратителен. И внезапно оказался неправ.

Восьмой эпизод “Звездных войн” – это великолепный, талантливый и самый влиятельный и вменяемый фильм на тему diversity. И дело здесь совсем не в том, что собраны актеры разных полов и цветов кожи. Даже не в том, что на три ключевые роли были взяты нарочито некрасивые люди (это тоже diversity, а не ошибка при кастинге, как я думал после седьмого эпизода). Это несложно. Смысл фильма – в том, чтобы взять знакомые с детства сцены из классических “Звездных войн” и показать, как с ними будут справляться современные люди с современной моралью и современными жизненными принципами. То есть, diversity здесь не во внешности актеров, а в поступках их героев. И это очень важно. И именно ради этого и нужно было пересказывать знакомые истории, а не придумывать новые. Чтобы контраст ощущался отчетливее. В седьмом эпизоде, кстати, этого практически не было. Поэтому седьмой эпизод не удивлял, а восьмой – да.

Самый простой пример – загадка родителей Рэй. В прошлом веке было важно происхождение героя. Было важно сказать “Люк, я твой отец”. В наши дни происхождение неважно. Хоть ты сын короля, хоть ты потомок незаконных мигрантов – ты все равно можешь стать кем-то значимым. Это абсолютно принципиальный момент.

Другой пример: фильм несколько раз демонстрирует, что классическое мужское геройство – ненужная и даже вредная ерунда. По Дамерон весь фильм совершает мужественные поступки и придумывает крутые самоубийственные планы, которые в фильмах прошлого века поощрялись и всегда приводили к хэппи энду. Более того: до недавнего времени вершиной феминизма было взять героиню-девушку и показать, что она тоже способна на классическое мужское геройство. В восьмом эпизоде это тоже есть, в самом начале. Но потом показывается, что нет, это все плохо, это все устарело, это все в конечном итоге ведет к поражению.

Вот это унижение, растаптывание идеи мужского героизма, на мой взгляд, и есть та причина, по которой восьмой эпизод многих коробит. Конечно, в этом смысле фильм сильно расходится с духом первых двух трилогий, но зато он же абсолютно соответствует духу времени.

Другой важный момент: в восьмом эпизоде заходит речь о том, что вселенная по своей природе балансирует тьму и свет (примерно как в “Ночном дозоре”). Поэтому мир возможен только тогда, когда нет ни света, ни тьмы. То есть, ни героев света, ни героев тьмы. Ни джедаев, ни ситхов. Условно говоря, чтобы не было войны, нужно, чтобы среди мировых лидеров не было ни Гитлера и Муссолини, ни Рузвельта и Черчилля, только пресные безликие чиновники.

Тоже очень актуально и тоже очень неприятно. Многим нравится идея лидеров, которые ведут за собой.

Наконец, восьмой эпизод очень просто обходится с темой отцов и детей. Старшее поколение – консервативное, параноидальное, слабое – должно уйти. Самоубиться. Быть убитыми. Пожертвовать собой, возможно. Дети априори мудрее родителей и лучше все знают. Родители во всем виноваты. Судьба Сноука в этом смысле абсолютно понятна: фильм-то не о нем. Фильм о том, что такие, как Сноук, смешны и устарели. Как, впрочем, и Люк (единственный косяк здесь – судьба Леи, вот здесь я логику не очень понимаю).

Те, кто из-за возраста ассоциируют себя скорее с Люком и Сноуком, чем с Рэй и Кайло Реном, тоже не в восторге.

И это я только прошелся по верхам. Тут даже роботы и животные показаны как личности, и их роль гораздо важнее, чем в старых частях. Капитан Фазма ведет себя как раз как условная Байонетта – сильная женщина, но не из тех, что нравятся феминисткам. Рэй, когда ведет себя как мужик, едва не убивает мирных жителей просто из-за неуклюжести. А самый мощный момент фильм – когда Кайло Рен отказывается от маски. Во-первых, Кайло Рен перестает подражать Дарту Вейдеру, во-воторых он – человек с современной моралью – перестает стесняться внешности (и шрамов) и хочет, чтобы мир принимал его таким, какой он есть. Страшный? Ну и что? Аглишейминг? Мне даже парочка из афроповстанца и бодипозитивщицы понравилась, потому что им очень образные роли прописали – современный мужик-трусло и современная девочка-гик (которая ночью пишет фанфики на “Гарри Поттера” и “Шерлока Холмса”). Очень современно.

Так что фильм невероятно содержателен. И речь не о битвах-приключениях-спецэффектах-шуточках (хотя даже их впихнули в один фильм примерно столько, сколько на два фильма бы хватило), сколько именно о смысловом содержании.

Другое дело, что одни фанаты “Звездных войн” – эскаписты, хотят просто погрузиться в мир далекой галактики и не думать о проблемах реального мира. Другие фанаты живут до сих пор ценностями прошлого века и отвергают современную западную идеологию.

А ведь восьмой эпизод еще очень, скажем так, толерантен к нетолерантности. Он старается никого не обидеть (кроме рыжих). Он просто показывает, что старые подходы к решению тех же проблем уже не работают.

Какие подходы работают? Очевидно, узнаем из девятого эпизода.

  • catgundam

    “Почему вас бесят новые “Звездные войны”?”
    Пушо у меня закрыли киношку шаговой доступности на ремонт. Очень бесит!

  • Madari73

    Вот все думают, что восьмой эпизод ненавидят в основном из-за канона. А вот не согласен! То, что трилогия будет отражать устои современного общества с её толерантностью и так понятно было ещё с седьмого эпизода. Фильм просто написан ужасно, он тягомотный. Вроде хватает за жабры и держит до самого конца, но спотыкается о простые вещи! Мне плевать на канон, но не плевать на хороший сценарий. Но самая большая проблема это герои. Рей да норм, Кайло тоже норм, а остальные второстепенные персонажи вышли очень невыразительными. Пускай будут страшными, но они просто нехаризматичные. Особенно плоским вышел персонаж Келли Мари Трэн.

    • Он не плоский, он как раз очень даже выпуклый. Просто он неприятный. Это примерно как девочка из тусовки Аниты Саркисян. Ты не хочешь ее видеть в “Звездных войнах”. она тебе некомфортна.

      Но роль она отыгрывает отлично же.

      • Madari73

        Отыгрывает то может и хорошо, но там и играть то нечего как по мне. Персонаж прописан плохо. Её даже если вырезать из сценария, сюжетная линия Финна ничего не потеряла бы, просто он был бы один (то есть с BB-8). Взаимоотношения, кстати, между ним и Роуз очень притянуты за уши.
        Ну и да, неприятный страшный персонаж не равно неинтересный персонаж.

  • Артем harb

    В этом то и проблема, что ничего, кроме “новой морали” в фильме разглядеть невозможно. В то время, как предыдущие ленты и сами по себе интересны, и ребенку базовые ценности покажут.

    Проблема персонажей не в “страшности”, а в абсолютном отсутствии харизмы и актерского мастерства. Причем, первое намного страшнее – ибо весь каст прошлых фильмов выезжал исключительно на ней.

    7 эпизод проигрывает, например, котору от байовейр. Жутко, не правда ли?

    • Dax

      >7 эпизод проигрывает, например, котору от байовейр. Жутко, не правда ли?

      КОТОРу проигрывают вообще все эпизоды, если уж на то пошло.

      • Rekombo

        А сам котор проигрывает только второму котору.

    • Я вступаю на скользкую дорожку, но мне кажется, что в оригинальной трилогии у персонажей были интересные роли, интересные архетипы, а сами актеры были в основном не очень (и поэтому у большинства не задалась потом карьера, кроме понятно кого). То есть, здесь сценарий важнее личной харизмы, и он все вытягивал.

      А в восьмом эпизоде мне даже парочка из афроповстанца и бодипозитивщицы понравилась, потому что им очень образные роли прописали – современный мужик-трусло и современная девочка-гик (которая ночью пишет фанфики на гарри поттера и шерлока холмса).

      • Артем harb

        Мне кажется, там, было удачное попадание харизмы актера в архетип. Как Крис Пратт, который едва ли умеет играть, умудрился очень люто вписывается в роль “современного Хариссона Форда” – играя в одном и том же амлуа как в фильмах марвел, так и в Юрской франшизе. И наверняка где-нибудь еще будет.

        И в новых фильмах если архетип еще более-менее интересен, то на актеров просто тяжело смотреть. Они нехаризматичные, от слова совсем. Обычные невзрачные люди.

        Современных трусло-мужиков и девочек-гиков, кстати, и в реальной жизни хватает. Это же временное течение, пройдет лет 10 – и эта “сага” уже будет архаично и нелепо выглядеть. Как и половина приквельной трилогии.

        • Согласен насчет архаичности – сейчас мир быстро меняется, и лет через десять-пятнадцать нужно будет снимать новые “Звездные войны” и совсем-совсем другие, отрицающие уже и этот подход.

      • Хэмилл – хороший актёр, просто оказался в плену образа.
        Его в других ролях не видели и не хотели видеть.
        Он, правда, потом хорошо в образ Джокера попал.

  • Ты сам дал ответ: “одни фанаты “Звездных войн” – эскаписты, хотят просто погрузиться в мир далекой галактики и не думать о проблемах реального мира” 🙂
    Ну не хочу я в некогда любимой саге видеть проблемы мира реального, а хочу СКАЗКУ … фильмы франшизы всегда ее рассказывали, лучше/хуже – не столь важно, важно другое – в новых эпизодах (7-8) сказки уже нет, это просто “фанфик по мотивам” безо всякой смысловой нагрузки.

  • Artem Medvedev

    > классическое мужское геройство – ненужная и даже вредная ерунда
    > Старшее поколение – консервативное, параноидальное, слабое – должно уйти
    Воу, воу, а как же адмиралка? Она мало того, что вела себя умнее молодого и дерзкого По, так и умерла, героически пожертвовав собой, а не потому что устарела.
    > Его отец стеснялся собственной внешности
    Хан Соло стеснялся внешности? Чтооооооо?
    > Аглишейминг?
    Нет, маска нужна была, чтобы скрывать эмоции, а не внешность, наркоман.

    • Дед, конечно, сорри. Поправил.

      Адмиралка пожертвовала собой именно потому что она из старого поколения, судьба которого – жертвовать собой или умереть, но не учить жить. Здесь исключение скорее – Лея, с которой не очень понятно все (включая сцену в вакууме).

      Чтобы скрывать эмоции, необязательно быть в маске, и Дарт Вейдер не скрывал ярость, например.

      • realavt

        >Дед, конечно, сорри. Поправил.

        Это ты про того деда, который без маски физически дышать не мог?!

        • Вы опять все путаете рюшечки и смысл.

          Кто мешал ему сделать маску прозрачной?

          Маска – это всегда символ, это очень важный художественный инструмент.

          Ответы в духе “маска нужна, потому что ему дышать трудно” – это ответ в духе “Ленский умер, потому что в него попала пуля”.

          • realavt

            >Вы опять все путаете рюшечки и смысл.

            Ну то есть по-твоему у японского боевого доспеха (а точнее у его шлема с маской) тоже был смысл в том, чтобы спрятать уродливое лицо стеснительного японского полководца?!

          • Маска применялась по нескольким назначениям:
            1) запугать страшной гримасой маски врага
            2) скрыть тот факт что под маской молодой неопытный юноша
            3) скрыть тот факт что под маской женщина

      • Artem Medvedev

        Но ведь Вейдер носил маску, чтобы дышать, а не чтобы что-то скрыть, лол.
        Но Лея в самом конце отдала командование в руки По. Странно, что она выжила (кхе-кхе, мягко говоря), но в целом в твою концепцию вписалась. А вот Холдо вроде не была устаревшей, а наоборот представляла концепцию «геройство – плохо». Правда всё равно геройски погибла. Но это почему-то получилось полезное геройство, а геройство молодых пилотов – нет.

      • Artem Medvedev

        Меня осенило, Лея выжила, потому что это важно для общего сюжета, потому что без неё там остался бы только десяток рандомных повстанцев.

  • 3ergling

    А мне понравился.

  • КлаусЪ Элков

    Очередная статья, которая вообще ничего не говорит о качестве фильма. На бумаге момент с Мартой в Бэтмен Против Супера, например, гениальный, тематически, драматически, оригинально. На практике это один из тупейших моментов всего фильма. Идея не стоит ничего без исполнения. До сих пор я слышал как фильм ругали именно за него, например.

    • Исполнение тут отличное. Тут не хватает, пожалуй, разве что каких-то совсем гениальных реплик, которые бы потом годами использовались как цитаты. Вот ни одной цитаты нет.

      Зато очень много драматичных и неожиданных поворотов сюжета. Когда мятеж Бо отменяется, когда план по отключению детектора проваливается, когда Люк с плеча так типа мусор стряхивает, – это круто.

      Бэтмен против Супермена – совсем другая история. Там хороший момент с Мартой. Проблема в том, что там на весь длинный фильм есть пара хороших моментов, а остальное – пустота, ничто.

  • Sergey Krylov

    Я тут вспомнил, что ещё недавно (возможно, год назад) Врен писал, что никогда не смотрел ЗВ, т.к. считает фильмы устаревшими.

    • Именно. И тут вдруг современный актуальный фильм.

  • Toshio99

    Врен красавчик! Всё верно разложил! Только вот:Какие подходы работают? Очевидно, узнаем из девятого эпизода. Есть вероятность что не узнаем, раз фильм делает Джа Джа Абрамс(((. Возможно это время наступит только в новой трилогии,там уже и мальчик с метелкой и кольцом заготовлен у Джонсона)).

  • Cubic

    Мне тоже понравился фильм, не помню уже когда последний раз выходил из кино с такой теплотой на душе и в мыслях, а не с пустым ощущением “фильм норм, пересматривать я его, конечно, не буду”. Из статьи же подчерпнул ещё несколько моментов, почему он такой крутой 😀

    • Андрей И

      Ощущения были те же, причем еще подумал: “Неужели даже этот фильм фанаты будут разносить?” И точно, недовольных полным полно. Этой публике угодить невозможно

  • Rekombo

    “Капитан Фазма ведет себя как раз как условная Байонетта – сильная женщина” ох как она сильно сдала звезду смерти в первой части. На неё указали каким-то мелким бластером, и она быстро побежала снимать щиты, а то ведь нельзя уничтожить всё сопротивление в первом же фильме. А потом ещё Финн виноват, что она такое сыкло.

    • Ну тут она как раз стала сильнее, речь именно о восьмом эпизоде.

      А седьмой действительно странный. Худший фильм.

  • alexkarco

    Согласен во многом с вреном. Фильм о том, что старые герои (как типы) уже не работают, а у новых труба пониже, дым пожиже и тоже не понятно заработают ли они (Рей вроде как раскочегарилась, но не факт). На все ответит 9 эпизод.

  • Как, всё-таки, приятно быть человеком, которому абсолютно насрать на звездные войны.

  • Zero Space

    Врен, ну стыдно должно быть писать такие разборы и так показывать свое незнание вселенной.
    Дед Рена, он же Ведер не стеснялся своей внешности (как до такого вообще можно было додуматься) и носил маску т.к. он не мог без нее дышать. У него была своя “камера” где он мог дышать и снимал ее, но не более.

    • Опять же, типичный пример того, как рюшечки и “детали лора” важнее, чем смысл.

      Подумай на досуге, зачем штурмовики ходят все в закрытых костюмах. Что хотел этим сказать автор?

      Про фанбоя, кстати, ты прав – это как раз смысловая часть, а не рюшечки.

      • realavt

        >Подумай на досуге, зачем штурмовики ходят все в закрытых костюмах. Что хотел этим сказать автор?

        Типичное обезличивание врага, чтобы его было не жалко убивать. Лица рядовых положительных персонажей, соответственно, всегда достаточно хорошо видны – чтобы каждая смерть с нашей стороны воспринималась как персонализированная потеря.

        • Вот, уже пошел осмысленный разговор!

          • realavt

            К сожалению, это не повышает степень осмысленности твоих первоначальных заявлений 🙂

          • Ладно, я подумал и поправил про Дарта Вейдера. Пост не о нем же.

      • Zero Space

        Даже если отбросить рюшечки и лор, то нет никаких оснований полагать, что дед и внук страдали комплексами по поводу внешности, но зачем отбрасывать факты, которые есть и придумывать какой-то бред ?

        Изначально же Ведера нарядили в такой костюм для того, что бы выглядел страшнее, а штурмовики как обезличенное войско злой империи, которое не жалко.

        И по поводу прозрачности есть ещё пункт: у него повреждены и глаза, а маска с линзами затемняет изображение.

        Поступок Рена гораздо логичнее объясняется тем, что после нагоняев от учителя он понял, что никакая маска не сделает его Дартом Ведером, а может просто очередная истерика или оба пункта.
        Хотя я склоняюсь к тому, что он просто продолжает быть истеричкой.

      • antifreeze88

        Ну ещё в далёких 70ых это не называли сказкой и почему у них шлемы закрытые/непрозрачные и всякое такое -вопрос равносильный почему космонавт в скафандре.
        А так фильм плох. Вот у меня вопросов к факапам героев нет это круто. Но опять главной босс всего мира был пять минут в двух фильмах и тупо сдох. Сила это “явление” , почему же тогда она передается родственникам. Почему По не сказали про план с планетой , до которой была медленная гонка. Почему мини корабль на варпе испепеляет вселенную. Ну и вытекает сцена казни, когда все взрывается . Все мертвы кроме главных героев и откуда то из дали выходит только что стоявшая рядом фазма. Ещё у меня была теория , что они убьют всех старых персонажей начиная с соло, что бы старые актеры не запороли им съёмки своей смертью . Тут это продолжилось, только Лею понятно по каким причинам зауважали и не убили.
        Ну прибавим ещё тупой юмор на уровне Диснея (ой), не очень интересные спецэффекты и.. ну и режиссер дно. После этого фильма полюбил седьмой эпизод Абрамса.

  • FreaK

    Да хуйню снимают ради бабла. Оригинальная трилогия была сказкой, смотрится довольно неплохо и по сей день, новая трилогия старалась быть “типа серьезной”, придумали странное объяснение силы с помощью каких-то микробов, лол. Дальше галактическая политота и прочее. Ну ладно, все равно там чувствовался масштаб и Лукас, так что терпимо. Но вот последние 2 фанфика – это просто выжимка бабла и пляска на костях ностальгии. Больше нет сказки, все решили сделать еще более серьезным, а вышла смехопанорама. Мэри Сью, нигер, полупидор, эмо-злодей и т.д. Они запихали в фильмы все это дерьмо с толерастией, феминизмом, хотя нам этого хватает и в жизни. Все вышеописанное сочится из всех произведений: литературы, игр, кино. Но вот ЗВ-то можно было и не трогать, т.к. есть вещи, которые осквернять не нужно.