Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Трансформеры: Эпоха истребления

By Posted on 15

Новые “Трансформеры” объяснили, зачем фильму о роботах нужны люди и на кого пашет Майкл Бэй на самом деле.

Помню, что еще в дни выхода первой части возник вопрос: почему так много экранного времени отводят жалким людишкам? Пусть там Меган Фокс, пусть люди были и в мультиках, но WTF? Я пришел смотреть на трансформеров, где мои трансформеры?

В “Эпохе истребления” люди и актеры поменялись, а их задача – нет; вот так и высветилась их настоящая роль. Люди здесь – это те же машины, только из мяса. Камера может сколько угодно переключаться между длинными загорелыми ногами Тессы и блестящим корпусом Шевроле Камаро, безумными глазами неудачника-изобретателя Кейда и грязным, побитым корпусом грузовика-Оптимуса, – это все разные инкарнации одного и того же. Даже жаль, что Майкл Бэй не взял на вооружение идею японского ответвления “Трансформеров”, где вместо Искры внутри роботов сидели натурально живые люди. Зато четко понятно, почему комичный сайдкик-трус водит столь же комичную тачку, парень-гонщик не способен стрелять из инопланетной пушки (зато вытворяет чудеса за рулем), а блондинка Тесса в роли штурмана отлично управляется с рычагами. Люди, как и машины, сведены к одной-двум функциям, одной-двум чертам характера, вне которых нет ничего, пустота. И когда, например, человек-бизнесмен выдергивается в среду, где не может управлять миллиардной компанией, то растерянно хлопает глазами и бьется, как выброшенная на берег рыба. Зато встреченный им в лифте китаец, как и положено любому китайцу, великолепно владеет кунг-фу. “Просто людей” в фильме нет.

Можно сказать, что это примитивная комиксная логика, да вот не совсем. У героев “Трансформеров” нет мотивации, помимо “я дерусь потому что дерусь”. Нам вводят новых персонажей с явно богатой предысторией, но не излагают ее, не утруждаясь даже отмазкой про “нет времени объяснять”. Злодеи злодействуют не потому что их в детстве выбросили в канализацию, а просто потому что так написано в сценарии. Это логика детских игрушек в солдатики, где пластмассовые фигурки делятся на две равные кучки, а потом сражаются друг с другом по прихоти владельца. И тут достаточно вспомнить, что такое медиавселенная “Трансформеров” на самом деле, откуда она пошла и чему служит, как все вопросы к фильму снимаются. Ну, остается лишь один: как Майкл Бэй смог настолько точно и красиво воспроизвести детское развлечение так, чтобы оно вштыривало детей и после восемнадцати лет.

Ах да, и от комиксов фильм отличает то, что здесь нет смешных людей в трико. Нет лохов. Нет фриков. Даже неудачник-изобретатель даже в безденежном начале готов дать в борщ любому – нормальный мужик! – а уж в финале и вовсе оказывается в шоколаде. Проезжающие мимо Бугатти и Ламборгини как бы распространяют флюиды успеха на всех причастных. Фильм настолько смел, что позволяет себе насмехаться над классикой кинофантастики: дескать, “Трансформеры” круче “Чужих”, “Стар Трека”, “Звездных войн”. Не “лучше”, а именно что “круче”.

Зато в новых “Трансформерах” много визуального языка современных видеоигр. Если в третьей части было много дорогих, но бессмысленных сцен про разрушение небоскребов (могли бы стать кат-сценами, но не более того), то в четвертой герои-люди словно проходят уровни Uncharted или прошлогодней Tomb Raider со скриптовыми разрушениями уровней прямо на ходу. Или вот стрельба из-за укрытия, когда пули врага выбивают кирпичи прямо над головой: прямо настолько узнаваемо, что руки сами тянутся к несуществующему джойпаду. Наконец, гораздо более осмысленным стал экшн: вместо мельтешения камеры и нелепых крупных планов – настоящие бои между трансформерами в городских условиях. Видно, кто из чего стреляет, какие приемы с холодным оружием использует, на что способен, в чем силен. Это действительно круто. При этом, в отличие от первых двух “Трансформеров”, практически не задействуются земные технологии: истребители и бомбардировщики весь фильм летают туда-сюда, но так и не применяются.

Есть, однако, вещь, которая раз за разом Майклу Бэю не удается. Вот все, что касается космоса и предыстории “Трансформеров” (когда она все же начинает излагаться), – полный провал. Есть хорошие автоботы и злые десептиконы – это все понятно. Оптимус Прайм, Мегатрон, Гальватрон – чудесно (благо, что знакомо с детства). Коварные люди хотят денег и власти – предельно понятно. Но когда из космоса прилетает какой-то хрен и хочет не пойми чего – это никуда не годится даже в игрушечной логике, о которой мы договорились. Не то чтобы его мотивация не объяснена; нет, не объяснена его РОЛЬ, его ФУНКЦИЯ (при этом в фильме остались ошметки стилистики “Локдаун – космический пират, корабль которого может КИДАТЬ ЯКОРЬ В НЕБОСКРЕБ”, но тема все же не раскрыта). Зачем ему Оптимус? Какие еще рыцари? В прошлых частях, впрочем, тоже все космические корабли, обратная сторона Луны и прочий бред вылетали из головы мгновенно после просмотра. Неинтересно. Да, и название Age of Extinction в фильме тоже не к месту. Вымирание/истребление упоминается пару раз, но в реальности Земле грозит не больше опасности, чем в прошлых фильмах.

Напоследок – забавное наблюдение о том, на кого пашет Майкл Бэй. В фильме, конечно, у изобретателя Кейда у дома развевается американский флаг, но он ни разу не патриотичен. Вот представьте себе: иностранные боевики (автоботы) сопротивляются законной власти страны, потому что подозревают ее в сотрудничестве с другими иностранцами (Локдауном) и боятся, что мирных американских жителей перережут неонацисты (возродившиеся десептиконы). Мирный американский житель им помогает, и это в итоге оказывается как бы правильно. Это раз. И второе: а вот попробуйте себе представить, как бы выглядели люди в фильме, снятом роботами-трансформерами для роботов-трансформеров? Да вот ровно так же, как у Майкла Бэя: чтобы можно было глазеть на бедра семнадцатилетней девушки (логично, что трансформерам это так же интересно, как нам – смотреть на дорогие спортивные тачки, и примерно так же (мало)доступно в реальной жизни). А что у людей в голове, а что у людей в жизни, – это все непонятно и роботы такой фильм смотреть не будут.

Так что еще неизвестно, что там американцы на самом деле нашли на Луне.

15 Responses
  • Alexey Tyurenkov
    28.06.2014

    Он не патриотичен, потому что он настоящий техасец, у него в доме даже флаг штата с одной звездой часто мелькает.

    • Konstantin Govorun
      28.06.2014

      Ну, в общем, да, СЕПАРАТИСТ. Свободу Техасу!

  • niggat1ve
    28.06.2014

    лоол мой автар виден?

  • niggat1ve
    28.06.2014

    >> Даже жаль, что Майкл Бэй не взял на вооружение идею японского ответвления «Трансформеров», где вместо Искры внутри роботов сидели натурально живые люди

    это не ответвление, это называется Transformers masterforce, и это одно из лучщих аниме про трансформеров что я видел.
    Когда я увидел первые скрины и видео я очень надеялся что фильм будет об этом, но нет, увы.

  • niggat1ve
    28.06.2014

    алсо совет, прикрути себе дискас, а не эту хуйню, неудобный сервисс, да

    • Konstantin Govorun
      28.06.2014

      Чем неудобно?

      • Shinaar
        29.06.2014

        Не обязательно disqus. Ты же эту систему взял за то, что с православными социалками она дружит. Так вот, есть svkament – там как disqus, но с вконтактом и одноклассниками.

    • да вроде удобно… хотя дискас тоже клевый.

  • Victorique de Blois
    28.06.2014

    >и роботы такой фильм смотреть не будут.
    Должно быть занесено в цитаты великих людей

  • Бей, просто сошёл с ума и давно и хорошо, что он взрывает в кино ,а нев реальности )

  • Shinaar
    29.06.2014

    Во, знатно рассказал. Не буду смотреть. Трансформеры (кроме первых наверное) – бенчмарк мозга на способность воспринимать экшен. Вот прям максимум экшена заливают, и больше ничего. Где-то пропустили момент, когда мозг не успевает впечатляться и просто смотрит.

  • derevvo
    29.06.2014

    Фильм не смотрел.
    Но учитывая то, что Врен полностью вообще промахнулся и не понял о чём были Люди Икс, то не удивлюсь, что и в этом фильме на самом деле картина обратная.

  • Zaharun Gulan
    02.07.2014

    Вот как ты знатно всe рассказал.

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *