Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Как ездить на поездах и метро в Японии?

В текстах о Японии я несколько раз мельком упоминал поезда и JR Pass, сейчас хочу раз и навсегда четко объяснить, как работают японская железнодорожная система и метро, как платить за проезд, как строить маршруты и как экономить на переездах.

В Японии нет различий между городским метро, пригородными электричками и междугородними поездами, они все работают по одному принципу. Зато в Японии есть различия между ветками, принадлежащими разным компаниям. Большей частью железных дорог управляет компания JR – Japan Railways. Условно говоря, аналог нашей РЖД. Все остальные ветки распределяются между множеством частных компаний. В Токио, например, большая часть линий метро принадлежит Tokyo Metro, меньшая – Toei, а кольцевая линия Яманоте принадлежит JR. Для клиента это означает то, что если ваш маршрут задействует линии нескольких компаний, то каждой за проезд надо заплатить отдельно.

Практически до любого города в Японии можно доехать на поездах JR, но в большинстве регионов есть еще параллельная местная сеть железнодорожных веток, которая может оказаться чуть удобнее или дешевле. Например, от Осаки до Киото часто удобнее ездить на поездах Hankyu, а в районе Никко удобно пользоваться Tobu. Внутри крупных городов обычно есть какие-то свои местные сети метро или скоростного трамвая.

Линии метро в Токио можно отличать по названиям или же по цвету. Обратите внимание на то, как они делятся между компаниями.

Названия станций всегда дублируются по-японски и по-английски.

Стоимость проезда по железной дороге в Японии складывается из двух цифр: оплата за расстояние (base fare) и наценка за экспресс (express surcharge или seat fare). За обычные поезда надо платить только оплату за расстояние, за экспрессы – и оплату за расстояние и наценку за экспресс.

Обычные поезда

Размер оплаты за расстояние четко зафиксирован для любой пары станций всей железнодорожной сети компании (нет никаких “зон”, например), по всей Японии. То есть, можно взять станцию Акихабара в Токио, станцию Нара в Наре и посчитать, сколько вам придется заплатить за это расстояние. А можно взять станцию Акихабара в Токио и станцию Синдзюку в Токио. Принцип одинаков. Неважно, сколько времени вы будете ехать, каким маршрутом, в какой день, – цена за расстояние всегда одинакова (но если вы едете экспрессом, надо еще отдельно заплатить за экспресс, об этом позже).

Чтобы купить билет на короткое расстояние (поездки внутри города и в пределах ближайших пары префектур) и обычным поездом (то есть, без наценки за экспресс), нужно воспользоваться билетными автоматами. В них есть английский язык. В кассу идти не надо (и не всегда ее просто найти).

Другое дело, что при покупке билета в автомате вам предлагают варианты стоимости (например, “200 иен, 280 иен, 500 иен и др.”), а не варианты станций. Поэтому перед покупкой надо разобраться, сколько будет стоить билет, и выбрать правильную цифру. Для этого на станциях висят карты со стоимостью, и вот на них часто станции указаны только иероглифами.

На карте стрелочкой помечена станция Токио – это значит, что вы находитесь на ней. Вокруг – схема веток, и под каждой станцией подписана стоимость проезда в иенах.

Искать нужную станцию на такой карте – забавный опыт. ^_^

Для поездок на большие расстояния или для билетов с доплатой за экспресс тоже встречаются автоматы, но я рекомендую идти в кассу. Это сильно проще и универсальнее. Там вы просто говорите кассиру, куда хотите добраться, и он показывает вам на калькуляторе, сколько надо заплатить. Все.

Цена за расстояние снимается с вас следующим образом: на входе на станцию отправления вы вставляете билет в приемник, и система запоминает, где вы сели. Билет надо обязательно забрать с собой и не терять! На выходе со станции прибытия вы вставляете билет, система подсчитывает расстояние и снимает с билета оплату за расстояние. Если у вас билет оплачен верно, то турникет его съедает. Если билет на меньшую сумму, то надо доплатить разницу в автомате Fare Adjustment или же контролеру на станции. Поэтому, кстати, если некогда или сложно вникать, сколько должен стоить билет, можно просто взять самый дешевый, доехать, а на выходе доплатить разницу (автомат сам посчитает, сколько вы должны).

Все это верно, если путешествовать с пересадками на ветки одной и той же компании (там внутри никаких турникетов нет). Если нужно пересаживаться, например, с JR на Tokyo Metro, то на выходе со станции JR надо рассчитаться с JR, а потом купить билет Tokyo Metro и зайти в Tokyo Metro. Получится две поездки вместо одной, но принцип тот же.

Кроме того, плата за расстояние от одной станции до другой может отличаться (хотя и не слишком значительно) в зависимости от того, ветками каких компаний вы едете. Например, проезд от аэропорта Нарита до станции Уэно в Токио на поездах JR стоит процентов на 10 дороже, чем на поездах Keisei.

Возиться с кучей билетов разных компаний и сверяться с таблицами стоимости проезда неудобно, поэтому первое, что нужно сделать в Японии, – купить себе карточку Suica (продаются на станциях JR) или Pasmo (продаются на станциях Tokyo Metro). На нее можно положить произвольную большую сумму (например, 5000 иен), и на входе на станцию и на выходе со станции просто касаться картой турникета. Правильная сумма будет автоматически списываться. Такими карточками, кстати, еще можно расплачиваться в минимаркетах Family Mart, в сувенирных магазинах в аэропорту и много где еще, так что не бойтесь, если положили на карту слишком много.

Чтобы купить карту Suica, надо на станции найти автомат, на котором написано Suica. Обычные билетные автоматы могут их не продавать. С Pasmo та же история.

C Suica вы сможете платить практически везде, кроме самых-самых маленьких деревенских линий, где до сих пор не установлены турникеты для приема этих карт. Некоторые короткие линии работают по фиксированной цене (например, 200 иен). У них просто не настолько много станций, чтобы считать расстояние. На других линиях нужно платить машинисту. Это называется One Man Car (wanman car).

Wanman Car работают по тому же принципу, что и японские автобусы: на входе надо нажать на кнопочку и получить бумажку с номером станции, на которой вы сели. А на выходе предъявить ее машинисту, и он посчитает, сколько вы должны.

Самый сложный случай – когда вы зашли на нормальной станции по Suica, проехались по обычной ветке, потом, не выходя в город, пересели на вот такую странную Wanman Car, и не очень понимаете, как платить на выходе. В этом случае просто покажите машинисту карту, скажите, с какой станции вы едете, и он порешает вопрос. Но обычно так бывает крайне редко, и при пересадке на устаревшую ветку должен стоять турникет, который снимет деньги за предыдущий отрезок.

Если же вы заранее знаете, что в конце сложного пути у вас Wan Man Car, просто купите бумажный билетик на всю сумму поездки. Его можно отдать машинисту, и он поймет, что вы уже все оплатили и ничего не должны.

Экспрессы

За какие поезда нужно доплачивать оплату за экспресс? За Local (останавливаются на каждой станции) и Rapid (Special Rapid, Section Rapid и др., – пропускают часть станций) никогда не нужно. За синкансен (суперэкспресс) нужно всегда. Однако есть куча поездов, которые называются Express (Limited Express и др.), за часть доплачивать не надо, за часть – надо. Например, за Narita Express надо доплачивать, а за Narita Access Express – не надо.

Кроме того, хотя поезда класса Rapid в обычных вагонах не требуют доплаты за экспресс, в них могут быть вагоны первого класса с наценкой.

В обычном поезде тоже может быть green car, не сядьте в такой вагон случайно.

Самый простой и практичный способ понять, нужно ли доплачивать, – строить маршруты онлайн, потому что там как раз будет показываться вся необходимая информация. Все пересадки, названия поездов, время в пути и цены, конечно.

Есть два таких сервиса – Hyperdia и Japan Transit Planner. У Japan Transit Planner есть также удобное приложение в русском App Store. Также можно попробовать NAVITIME.

Например, если взять и построить маршрут от Акихабары до Нары, то получится вот так.

Здесь цена за расстояние – 8750 иен. Можно за эти деньги проехаться на обычных поездах с десятью пересадками. Для этого в Hyperdia стоит зайти в настройки поиска и убрать галочки у всех типов поездов кроме Local, Express (это экспресс, как правило, без наценки, но надо следить за результатами поиска), Walk. Но лучше так делать все же на только на коротких расстояниях.

Кстати, этот же сервис можно использовать, чтобы считать стоимость за расстояние от станции до станции и покупать билетик на правильную сумму (если вы покупаете билетики, а не пользуетесь карточкой).

Наценка за экспресс на скриншоте – 5900 иен. Там написано Seat Fee, и фактически это плата за комфорт (в экспрессах – удобные мягкие кресла). Но еще на скриншоте есть слово Unreserved (что означает: с таким билетом, возможно, придется стоять).

Дело в том, что в поездах-экспрессах (включая синкансены) есть три типа билетов: unreserved, reserved и green. И, соответственно, три типа вагонов: unreserved, reserved и green. В вагонах по билетам unreserved люди садятся на места в порядке живой очереди, фиксированных мест в билете нет. И если очень хочется уехать срочно, то можно и стоять. Даже в синкансене. В reserved каждому билету соответствует место. Green – это тот же reserved, но в вагонах первого класса с повышенной комфортностью.

В синкансене на линиях, где поезда ходят часто, можно смело брать unreserved. В один не влезете сидя, так в следующий через 15 минут влезете. На линиях, где поезда ходят редко, лучше брать reserved.

Билет за расстояние в Японии выглядит очень просто, там есть станция покупки и цена.

Билет с доплатой за экспресс больше примерно раза в два, и там больше информации.

Если у вас билет reserved, важно сесть в правильный вагон (ну и место, конечно). Если у вас билет unreserved, вы можете сесть в любой вагон, помеченный как unreserved. Обычно на станции есть указатели про это, плюс есть еще голосовые объявления перед прибытием, в которых называют unreserved-вагоны.

Unreserved-билет не привязан к конкретному времени, можно сесть на любой такой же поезд в том же направлении.

Билеты с наценкой за экспресс проверяют контролеры в поездах, и они ходят достаточно часто.

Если ваше путешествие предполагает поездку сразу на нескольких поездах (например, синкансен от Токио до Хакаты, а потом limited express до Юфу), то можно прямо в первой же кассе назвать конечную точку маршрута, и вам продадут сразу два билета. Даже если это ветки разных компаний, кстати. Вам надо всего лишь четко произнести, как называется конечная станция, и ответить на вопрос “reserved or unreserved?”. Если до конечной точки маршрута идет не экспресс, то вам дадут отдельно билет за расстояние, отдельно билеты с доплатой за каждый экспресс.

За билетами на поезда по популярным направлениям (из Токио в Киото, например) можно смело приходить за полчаса до отправления. Билеты всегда есть, а если на прямо ближайший нет, то на поезд через 15 минут есть. Заранее бронировать онлайн незачем.

Другое дело, что на непопулярных направлениях нужные поезда могут ходить пару раз в день и иногда могут быть вдруг переполнены (например, из Токио в Ямагату). В этом случае можно купить билеты вечером предыдущего дня.

В целом железнодорожная система в Японии рассчитана на спонтанные поездки без особого планирования. Но если вы очень беспокоитесь, то сервис бронирования билетов есть.

Последний, но важный момент: в экспрессах есть не только мягкие кресла, но и откидывающиеся столики. На таких столиках удобно есть бенто – обед в коробочке. Его продают на всех станциях. Обязательно попробуйте так сделать, это важный опыт путешествий по Японии. ^_^

JR Pass

У великолепной системы железнодорожного сообщения в Японии есть только один минус – билеты слишком дорогие. Добраться от Токио до Киото стоит около 17 тыс. иен, т.е. около 8-9 тыс. рублей.

Поэтому специально для туристов существует предложение – JR Pass. При цене примерно в 30 тыс. иен он позволяет неделю ездить на всех поездах JR (а также автобусах JR и паромах JR, но их немного) безлимитно. Исключение – синкансены линеек Nozomi и Mizuho (но вас вполне устроят синкансены Hikari и Sakura). Легко посчитать, что одна только поездка Токио – Киото – Токио уже его окупает.

Ваучер на JR Pass необходимо приобретать заранее, за границей. В России их продает компания HIS, но можно заказать в Интернете с доставкой онлайн.

Ваучеры бывают на 7, 14 или 21 дней, обычные и Green (т.е. с правом проезда в первом классе), взрослые и детские (6-11 лет).

Когда вы окажетесь в Японии, ваучер нужно обменять на настоящий JR Pass (предъявив загранпаспорт и сказав, с какой точно даты нужно его активировать). Пропуск будет действовать с утра дня активации до 23:59 последнего дня. Обменивать ваучер можно на крупных станциях и в аэропортах. Можно прямо в Нарите обменять и сразу же воспользоваться.

С JR Pass вам вообще не надо проходить через турникеты, вместо этого надо идти мимо контролера на станции и показывать ему свой пропуск. В экспрессы с билетами unreserved также можно просто садиться и показывать контролеру пасс. Та же история – в автобусах JR Bus (самый полезный – в Киото) и в паромах JR Ferry (он ходит на остров Миядзима, например).

Билеты на reserved-места по JR Pass также можно оформлять, для этого надо пойти в кассу, показать пропуск и получить билеты бесплатно. Если вы не спешите, едете компанией, и хотите точно уехать на определенном поезде и сидеть вместе, то оформляйте, конечно, билеты на reserved. Если хочется быстрее на платформу, и вы один, можно и unreserved.

Кроме того, хотя синкансены из Токио в Киото и ходят каждые 15 минут или даже чаще, большая их часть – синкансены Nozomi, куда с JR Pass не пускают. А подходящие ходят раз в полчаса или час. Поэтому в сезон сакуры с JR Pass лучше все же брать билеты reserved за несколько часов до поездки или же вечером предыдущего дня. Ну, чтобы совершенно спокойным быть.

С JR Pass есть разве что одна проблема: если вы едете в Японию на две недели, а Pass берете на одну неделю, то все длинные переезды очень хочется в эту неделю и уложить. Поэтому получается, что вы мотивированы бешено переезжать с места на место. А если вы хотите в первую неделю поехать в Киото, а во вторую неделю вернуться обратно, не делая других больших поездок, то JR Pass на две недели может оказаться невыгодным решением.

Чтобы точно посчитать, нужен ли вам JR Pass, можно воспользоваться специальным калькулятором.

В Японии есть и другие локальные пассы. Например, Seishun 18. И много, много других.

Например, у Tokyo Metro есть билет, позволяющий за 600 иен безлимитно кататься на метро один день.

Во всех таких случаях я рекомендую поступить так: построить полный маршрут всей своей поездки без использования каких-либо пассов и посчитать стоимость, а потом посмотреть, какие пассы существуют в регионе и прикинуть, сколько они сэкономят.

Если цена примерно равная, то лучше, конечно, брать пасс (особенно JR Pass) – просто потому, что это чертовски удобнее.

Да и сувенир отличный на память остается!

Также советую прочитать материалы:
Оптимальный план поездки в Японию
Как жить в рёкане
План поездки на цветение сакуры

Больше о Японии можно узнать в телеграм-канале.

5 Responses
  • Николай Леонов
    07.04.2018

    Вот такая ситуация.
    Едем из Никко в Токио на Лимитед Экспресс.
    На входе пробили Суйку. И дополнительно купили в автомате билетик за экспрессность до определенной станции в Токио. Пока ехали, уже в поезде, вдруг решили, что было бы хорошо проехать в Токио на две остановки дальше, чем купили лимитед-экспресс билетик. И встал вопрос, можем ли мы дальше проехать или требуется выйти? Я не совсем понял, цена экспресс-доплаты зависит от количества станций?

    • Konstantin Govorun
      07.04.2018

      Да, зависит. Собственно, можно посмотреть на хипердии разницу. Но вполне может оказаться так, что эти пара остановок дополнительно ничего не стоят. А вот если лишние километров сто ехать, то разница точно есть.

  • Aleksei Dyakonchuk
    13.04.2018

    Пока отдыхал в Японии (вчера вернулся вот) пользовались Suica и JRPass’ом. Так вот про доплату за экспресс из этой статьи впервые услышал только О.о Может мы мухлевали где-то 🙂
    А ещё когда в Киото ездили, синкансены подходящие под JRPass были забронены на следующие 2 часа и мы просто пошли с JRPass’ом в reserved вагон и сели на свободные места. В йокогаме зашли те, чьи места мы заняли, мы пересели и до конца поездки (Осака) уже не пересаживались (повезло, когда нам сказали, что всё забронено, думали будем стоять всю поездку). Я к чему: вроде ж когда у тебя JRPass unresevered-билеты вовсе не нужны. Ну и опять же не знаю точно можно ли в reserved-вагоны садиться без брони

    • Konstantin Govorun
      15.04.2018

      В JR Pass уже входит доплата за экспресс.

      В reserved-вагоны нельзя было садиться без билетов. Просто потому что там же места конкретные у каждого билета, и именно поэтому приходили люди с билетами на эти места и вас выгоняли.

      Но при этом JR Pass все равно позволял вам в этих вагонах ездить, поэтому вы никого не обманули в том смысле, что все равно уже за все заплачено. Просто не оформлено правильно.

      Ну и японские контролеры очень добрые, не будут лишний раз наезжать на иностранцев.

  • Кошачий пекарь
    16.04.2018

    Не совсем понял, с Suica мы можем пользоваться проездом по линиям других операторов? Например по Tokyo metro или от Киото до Нара, надо будет покупать Pasmo в первом случае и отдельно платить во втором?

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *