Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Поездка в Хаконе

О Хаконе мало слышали люди, никогда не планировавшие поездки в Японию. В фильмах и аниме Хаконе не показывают (или показывают редко), в книжках о нем не пишут. Но Хаконе очень часто рекомендуют включить в самую первую поездку по Японии. Почему? Во-первых, Хаконе находится между Токио и Киото – логично заехать. Во-вторых, Хаконе – это отличный способ за один день насладиться сразу несколькими сортами загородного японского отдыха. Там есть горы, гейзеры, озеро, лес и рёканы с горячими источниками. И по всему этому проложен понятный кольцевой маршрут ровно на день: прокатился по нему – все увидел. Есть даже шанс посмотреть на Фудзи (если с погодой повезет).

У Хаконе есть и несколько подводных камней. Во-первых, это распиаренный курорт, поэтому цены на рёканы и отели в Хаконе, по моим ощущениям, процентов на 20 выше, чем в других (даже более крутых) онсенных деревнях. Во-вторых, до Хаконе надо добираться немного странно: с двумя-тремя пересадками, и этого никак не избежать. В-третьих, Хаконе – это не столько конкретный городок или деревня, сколько огромная территория, на которой небольшими гнездами разбросаны отели и рёканы. Рядом со многими просто нет никаких магазинов и ресторанов. Если забронирован номер без ужина, это может быть проблемой. В-четвертых, общественный транспорт в Хаконе вечером ходит плохо (канатка останавливается в 17:00, последние автобусы по некоторым маршрутам уходят в районе 18:00), поэтому лучше всего рассчитывать на то, что часам к пяти вы уже окажетесь в своем рёкане.

В Хаконе я поехал в этому году прежде всего для того, чтобы показать загородный японский отдых родителям. Для такой цели этот самый кольцевой маршрут оптимален.

Сначала мы доехали от Токио до станции Одавара на синкансене по JR Pass (если его нет, то можно либо использовать обычные поезда – тут недалеко, переплачивать за синкансен незачем; либо ехать от Синдзюку на специальном поезде Romance Car сразу до Хаконе-Юмото; он, правда, редко ходит).

Прямо в здании станции я купил Hakone Pass на два дня за 4000 иен. Он дает право ездить на всех поездах, фуникулерах, кораблике и почти всех автобусах, а также скидки или бесплатный вход в музеи. Очень полезная и выгодная штука.

Сначала я хотел обмануть систему и доехать до рёкана на автобусе (приложение Japan Travel нашло мне подходящий прямой маршрут), но увы – оказалось, что именно этот автобусный маршрут не входит в Hakone Pass, поэтому пришлось ехать на поезде с пересадками (Одавара – Хаконе-Юмото – Гора – Нака-Гора). Кстати, к пассу прилагается подробная бумажная карта местности со всеми маршрутами, поэтому потеряться невозможно.

(Кстати, существует другой вариант Hakone Pass, который продается в Токио и включает в себя проезд от Синдзюку до Одавары на обычных поездах, не Romance Car. Но в большинстве случаев он не очень полезен.)

Первый отрезок – от Одавары до станции Хаконе-Юмото – очень короткий и обычный, а после него пассажиров очень удобно пересаживают на другой поезд до станции Гора.

Только в нем я понял, почему нельзя было просто пустить один прямой поезд от Одавары до Гора и не устраивать лишнюю пересадку. Дело в том, что эта, вторая ветка проложена по эдакому горному серпантину. А так как, в отличие от автомобиля, поезд не может разворачиваться на пятачке, то время от времени он заходит в тупик, переводит стрелки и начинает ехать в гору задом, потом снова упирается в тупик, переводит стрелки и снова едет передом. И так несколько раз. И поезд с вагончиками – специфические, сделанные специально под эту задачу. Забавно, но очень медленно.

На станции Гора пассажиров тоже быстро и удобно перекидывают в кабинку канатной дороги. В ней вагончики тянутся по земле канатом, причем уклон небольшой (не гора-гора). Нам нужно было ехать всего три станции, и на карте все выглядит очень близко. Вот только пешком этот несчастный километр идти было бы тяжко (мы потом попробовали – не понравилось), поэтому всем рекомендую от Горы рассчитывать на канатку (а вот обратно, из отеля к станции, можно и пешочком).

Я изучил отзывы и выбрал вот такой рёкан у станции канатки Нака-Гора по двум причинам. Во-первых, в нем точно выдавали красивые юкаты (а не просто бытовые юкаты-ночнушки), в которых можно пойти на ужин. Во-вторых, в нем в стоимость номера входит 45 минут в приватном онсене (family bath). У нас было два номера – соответственно, два слота. Меня, конечно, голыми японками не запугаешь, но я хотел, чтобы в первый раз родителям было проще.

Почему именно в этом районе, если отели и рёканы разбросаны по огромной площади? В Хаконе можно жить в очень разных местах – например, относительно недорогие варианты есть на северном берегу озера Аси рядом с фуникулером на Овакудани. Но это уж очень далеко от железнодорожной станции, а чисто на автобусы я полагаться не хотел. Также можно жить к северу от станции Гора (и ездить туда на автобусе), у станции Хаконе-Юмото (пожалуй, самый простой вариант по логистике) и на южном берегу озера Аси (хороший вариант, но было не очень понятно, что там с онсеном). В конечном итоге, я решил, что раз Gora Onsen называется Gora Onsen, и в нем гнездится куча классных рёканов, то это самый правильный вариант поближе к источнику воды.

В рёкан мы принесли вещи в 12 часов утра, оставили их там и тут же поехали кататься по кругу. Первым делом мы доехали по канатной дороге от Нака-Гора до Сондзан, чтобы пересесть на фуникулер. В нем вас сажают в небольшую кабинку человек на 12 и красиво поднимают на вершину горы. В какой-то момент вы летите прямо над адской долиной смерти, откуда извергаются гейзеры (вам даже дают влажную тряпочку на случай выброса ядовитых газов), а дальше вы оказываетесь в сувенирном раю.

На вершине горы все обязаны съесть черное яйцо, сваренной в жерле вулкана. На самом деле, не в жерле, конечно, но сама долина (сверху ее можно отлично разглядеть) выглядит очень круто, а яйцо служит эдаким символом того, что вы эту долину попробовали.

C яйцом также можно сфотографироваться.

На долину можно любоваться с высоты, а можно прогуляться и подойти к этому аду поближе.

К сожалению, когда мы там были, маршруты поближе были закрыты из-за слишком сильных вулканических газов. Даже в фуникулере раздавали на всякий случай защитные маски. 🙁

Больше, в общем, на вершине делать нечего – есть геологический музей за 100 иен, куда я не пошел. Сувениры только, конечно, стоит взять.

И дальше – на еще один фуникулер, на котором вас спускают к озеру Аси. Именно здесь должна быть видна Фудзи, если только ее не закроют облака.

Прямо из фуникулера туристы попадают в порт, откуда отходят красивые пиратские кораблики до южного берега озера Аси. Билет на кораблик входит в пасс, но можно заплатить за первый класс (примерно то же самое, но можно тусить в отдельной зоне на самом носу корабля).

Кораблики отходят примерно раз в час-полчаса, при этом к ним выстраивается очередь (поэтому лучше все же минут за 10 до отправления уже стоять в этой очереди). Перед отправлением можно погулять по окрестностям. Например, дойти до живописной дамбы.

Рядом с портом можно арендовать лодочки для прогулок, но так как мы были осенью, то все лодочки были уже плотно на берегу. Остались только котики хозяев.

А на задворках лодочной станции мы нашли кладбище лодочек-лебедей.

Живые лебеди тоже страшненькие, но по весне должно получиться очень романтично.

C корабля тоже должна была быть видна Фудзи, но она была скрыта за облаками. Но и без того виды с кораблика – очень классные.

Слева в какой-то момент появляются красные ворота тории на воде – один из главных символов Хаконе. Не пропустите.

На южном берегу Аси есть два порта – Хаконе-мати (западнее) и Мото-Хаконе. Наш кораблик приплыл в Хаконе-мати, но (насколько я понимаю) некоторые ходят до Мото-Хаконе. В целом не так важно, куда вы попадете – в любом случае между этими двумя портами стоит прогуляться пешком, потому что их соединяет знаменитая дорога в окружении древнего кедрового леса.

Не самые крутые кедры в Японии, но представление о природе дают. Гораздо круче – музей на основе остатков таможенного поста эпохи Эдо, о котором нам никто в путеводителях не рассказывал, а он классный. Вернее, я думал, что это просто одна деревянная будка, а это очень классный музей о бытовой жизни самураев уровня попроще.

Музей частично под открытым небом – можно посмотреть на внутренний дворик, забраться на обзорную площадку, где сидели лучники.

Но круче то, что во всех комнатках есть инсталляции о бытовой жизни таможенников.

Очень интересно, если нравятся исторические фильмы о самураях. Тут есть самурайский туалет, самурайская тюрьма (туда даже можно залезть), самурайская кухня, самурайская оружейная – все как надо. Рекомендую.

Дойдя до Мото-Хаконе, мы пешком пошли дальше вокруг озера – к святилищу Хаконе-Дзинья

Это типичное большое и красивое японское святилище (больше золота, чем обычно; но меньше, чем в Никко), которое можно долго разглядывать – особенно если других прежде не видели. Именно к этому святилищу и относятся ворота тории на воде.

На этом изучение Хаконе закончилось, и мы вернулись к порту Мото-Хаконе (лучше садиться на автобус там, а не на случайной остановке, потому что практически автовокзал, есть нормальное удобное расписание и мужик, которому можно задавать вопросы), где сели на автобус до железнодорожной станции Гора .

Так круг по Хаконе замкнулся. Мы потратили на него около пяти с половиной часов.

К этому моменту было уже шесть тридцать, и канатная дорога не ходила, поэтому до рёкана мы дошли пешком. К счастью, я заранее предупредил рёкан о том, что мы хотим ужинать в восемь вечера, поэтому наш чудесный ужин кайсеки не сгорел. Это реально важно, потому что если вы опаздываете на запланированный ужин, то ужина у вас не будет, но деньги за него все равно снимут.

Кайсеки был предсказуемо хорош.

На промо-кадрах все это стараются уместить в один кадр, но в реальности блюда приносят по очереди, так что самостоятельно такой кадр сделать нельзя.

После ужина мы сходили сначала в приватный онсен, а перед сном – еще и в публичный. А совсем перед сном взяли по пиву и посидели на веранде в foot bath.

В нашем рёкане хозяин прекрасно говорил по-английски и заготовил очень понятные схемы действий на любой случай, но на всякий случай объясню систему. В рёкане есть три приватных онсена, которые можно бронировать на 45 минут (после вас 15 минут его чистят, а потом приходит следующий человек). Бронировать надо при заселении, а когда подходит ваше время – брать на респешне ключ. Потом выходите на улицу и находите ваш конкретный онсен.

Внутри мало места (в реальности там могут поместиться нормально два взрослых человека) и не то чтобы вау-дизайн, но зато под открытым небом, видны бамбук и осенние листья, все качественно.

Есть также публичный онсен внутри помещения, но, как ни странно, более прикольно выглядящий, с настоящими необработанными камнями.

Завтрак, разумеется, тоже был по системе кайсеки – как ужин, но более легкий и лучше подходящий для утра.

С утра мы сходили еще в парк Хаконе – очень красивый и буквально в двух шагах от рёкана. Он несколько европеизированный и скорее напоминает о Франции (в представлении японцев), но живописный.

Фонтаны, цветочки – отличный вид для селфи влюбленных.

Дальше мы двинулись обратно тем же маршрутом (Гора Онсен – Хаконе-Юмото – Одавара; это входило в наш двухдневный Хаконе пасс), а из Одавары – в Киото. Но чтобы не терять зря световой день, сначала доехали до Атами, погуляли день там, а как начало смеркаться – отправились в Киото.

Пара мыслей для тех, кто думает, сколько ночей брать в Хаконе. Вообще в Хаконе есть немало интересных мест, которые можно посетить, – музей стекла, музей современного искусства под открытым небом, парки и святилища. Так что теоретически можно жить в Хаконе и два дня (но явно не больше). Но я рассудил так, что мне достаточно посмотреть главное на круговом маршруте, а потом двинуть в другой город. Также вполне реально ездить в Хаконе одним днем из Токио, но возвращаться вечером в город все же несколько утомительно.

Важно также понимать, что главная уникальная достопримечательность Хаконе – долина гейзеров Овакудани. Такое вы нигде больше не увидите (ближайший аналог – Ноборибэцу на Хоккайдо). Так что лучше потратить побольше времени и наделать побольше фоточек на обзорной площадке. Фудзи – это отлично, но с ней как повезет (мне не повезло).

Все остальное (озеро, святилища, лес, рёкан, онсен, парки, горные поезда) – хорошо, но не лучшее в Японии. Просто все собрано в одном месте и удобно организовано. Так что для первой поездки – вообще отлично, а вот если уже покатались много по стране, то удивляет куда меньше.

P.S.

Не забывайте читать “FAQ по путешествиям в Японию” и задавать там вопросы.

Также заходите в телеграм-чатик и подписывайтесь на основной телеграм-канал с фактами о Японии.